Новости

Рецензия: новый фильм Ренаты Литвиновой - красивая шизофрения и немного смерти

В российский прокат вышел новый фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». Самый безвредный спойлер можно найти в официальном пресс-релизе: «Три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности и запределья». Вот и отлично. Неленивые, предаваясь фантазиям, занимают очередь за билетом.

Остальным достается сочувственная цитата из интервью Литвиновой: «Люди страшно недооценивают воображение». Остальных пусть обогатят факты. Например.

Музыку к фильму написала Земфира Рамазанова: «Предложение написать музыку к фильму восприняла как должное, а кто же ещё напишет Ренате музыку?»  Еще, наверное, надо о художественности и символичности что-нибудь сказать. Знаковая система Ренаты Литвиновой – образцовый пример гуманного отношения режиссера к зрителю. Все, что должно символизировать смерть, символизирует смерть. Любовь тоже похожа на саму себя и поиски счастья ни с чем не перепутаешь. От авторских щедрот отсыпаны зрителю красные маки и налито красное вино. Курить можно везде. Пепельницу протянет женщина в белом, женщина в черном, женщина в желтом. Для любителей живых животных в фильме снимались черные вороны и хорек. Для любителей мертвых: другой хорек и рыба. В будущее, в котором уже никого не надо оплакивать, проводит Юрий Гагарин.

Свое кино Рената Литвинова снимала на свои деньги, чтобы жанр так и назывался «кино Ренаты Литвиновой». Запредельным в данном случае окажется любое рассуждение о теме, глубине содержания этого «киновысказывания», т.к. Литвинова оплатила право назвать важным то, что посчитала важным, и показать красивым то, что посчитала красивым: «Сейчас я считаю, что я договорила, сняв внятный, лаконичный и светлый фильм. Я выпустила из себя эту тему — все мы будущие мертвые». 

Правдиво звучат слова о лаконичности и внятности, которые Литвиновой не то что бы были свойственны раньше. В основе предельно сжатого сюжета история умирающей Риты Готье (Ольга Кузина), которая, как и положено всем умирающим женщинам, в конце концов, умирает. Ее возлюбленный Коля (Николай Хомерики), как и положено всем возлюбленным, безудержно страдает и собирается, в конце концов, застрелиться. Надя (Татьяна Друбич), подруга Риты, просто живет и уже давно ни в чем не участвует, отчего много пьет и много курит.

Вдобавок фильм снят еще немножко актуальным. По морговому отделению ходит и жалуется на мэра, который зачем-то разрушил все красивые здания, медсестра Таня Неубивко, она же Смерть.

Смерть, героиня Ренаты Литвиновой, приходит в наш мир за красивыми душами, чтобы одни спасти, забрав, а другие - оставив: «Мы всегда хотим, чтобы всем стало легче». В желтом платье и с бокалом шампанского, ровно так, как хотела сама Рита, смерть забирает ее с собой, а спасать Колю присылает Юрия Гагарина. Красивые души – это те, которые умеют любить.

Не лимитированное, по мнению самой Литвиновой, безумие фильма практически невозможно оценить с каких-то качественных позиций. К безусловным плюсам можно отнести, скажем, актерский состав. Или оценить с пристрастием работу всех-всех операторов, в основном студентов ВГИКа, принимавших участие в съемках. Конечно, это не все рамки, которыми можно перемерить картину. Другое дело, что активное слушание иногда на самом деле требует куда больших усилий.

Но если кого-то материальные ценности продолжают волновать больше духовных, то спешим успокоить: «Последняя сказка Риты» - пример того, как невероятно красиво можно потратить деньги.

Некоторое кино совершенно точно не нуждается в рецензиях. Потому что то, что хотел сказать автор, автор сказал, сняв фильм продолжительностью, например, в сто минут. Для того чтобы понять, что хотел сказать автор фильмом продолжительностью в сто минут, надо потратить сто минут и посмотреть фильм. Потому что даже по-разному пересказанное десять раз в десяти рецензиях краткое содержание никогда не поможет узнать, о чем этот фильм посмотрели бы именно вы.