Общество

Все люди – серы, или про моду в Петербурге: почему мы такие тусклые

В Петербурге в октябре проходят сразу два ключевых модных события: «Дефиле на Неве» и Aurora Fashion Week. Однако подавляющему количеству жителей города-пятимиллионика они безынтересны. Каждый день мы привычно надеваем серые – немаркие, практичные – одежды и погружаемся в будничную жизнь города. Все вместе образуя, как ни крути, серую массу Петербурга. Почему так происходит? Этот вопрос «Мой район» задал ведущим экспертам моды.

Моя сестра любит одеваться ярко. Жёлтая кофта, красные колготки. Моя мама по этому поводу мою сестру время от времени стыдит: «Ты же с людьми работаешь! Оденься прилично – они тебя всерьез не воспринимают». «Прилично» - это как все. Сами люди сестру, впрочем, время от времени даже благодарят – за радость глазу: «Подходит незнакомый мужик на улице и говорит: «Как это вы эээ красиво одеты!»

Моя сестра – исключение. В массе своей петербургское «прет-а-порте» – иное.

Как одеваются в Петербурге

Доминирующий серый цвет, который сливается с печальным небом Петербурга, усиливая иллюзию безысходности; сетевые бренды (H&M, Mango, Motivi и прочие) – людей, одетых в одни и те же вещи, в руках несущих неизменные пакетики «Рив Гош», можно встретить на каждом шагу.

Историк моды Александра Карпова, впрочем, уточняет, что в разных «социальных кастах» Петербурга и мода – разная. «Основная масса людей предпочитает серые и черные оттенки – это исторически сложившаяся традиция костюма в Петербурге. Но если мы пойдем в специфический клуб, где собираются хипстеры, или на Loshadka Party…». Стоп. Что такое «Лошадка пати»? Саша поясняет: года два назад в Петербурге были затеяны «вечеринки фривольного содержания», с особым дресс-кодом: люди на таких вечеринках одеваются ярко, фриково, эпатажно (рваная, полупрозрачная одежда, килограммы блёсток). «Также на молодежную моду повлияла и эстетика андеграунда: панк, гранж – в городе можно найти персонажей, одетых довольно экстремально, - продолжает эксперт. – Но доминирует серый цвет, он как бы свидетельствует о мифической элегантности петербуржцев».   

Для начала следует сегментировать отнюдь не монолитную глыбу уличной моды, говорит известный петербургский дизайнер Леонид Алексеев: «Есть стрит фэшн – молодежный, для активных людей: это яркая мода. Далее: те, кто ходят пешком – люди с достатком средним и ниже среднего. Город северный, постоянно холодно. Одеваться надо как можно более функционально. Хорошо одевающиеся люди, как правило, передвигаются в автомобиле. В этом, кстати, наше отличие от Европы.

В Петербурге постоянно пасмурно, лето короткое – так что большую часть года на улицах города мы видим, по сути, верхнюю одежду. А она редко бывает разноцветной. Да и мы, как северяне, считаем всё аляпистое дурным вкусом».

«Да, создается ощущение серой массы. Ничего не поделаешь. Но люди стали одеваться лучше, чем лет 10 назад», - добавляет дизайнер, указывая на то, что главный предмет гардероба в Петербурге – это пальто.

Почему петербуржцы одеваются так, а не иначе

«Во всем мире мода скучная – и у нас тоже. Почему? Целевая аудитория такая. В Петербурге нет деревенских, как в Москве – которые стремятся позиционировать себя как индивидуальности, в том числе посредством одежды. Нет конкуренции. Нет карьерного роста, который определял бы внешние данные. У нас чем скромнее – тем лучше. И это определенный стиль. Еще причина, конечно, в скромном достатке, - рассуждает светский лев, модный обозреватель Юрий Дормидошин. – Итак, в Петербурге нет мотивации одеваться иначе: масса слишком однородна. В ту же Москву каждый день приезжают пассионарии из российских деревень. Здесь же ничего никому доказывать не надо. Вот Москва отличается китчем. В Европе даже проститутки не одеваются так, как московские женщины. Здесь же город расслабленный, спокойный. Не вижу в этом ничего ни плохого, ни хорошего».

По мнению генерального продюсера Aurora Fashion Week Артёма Балаева, современная уличная мода в Петербурге сформировалась под влиянием трех факторов: «Первый: безусловно, это привычка одеваться, пришедшая из «бедных времен», конца ХХ века, когда у людей не было денег, и они выбирали синий, серый, черный – менее маркие, практичные цвета. Эта привычка до сих пор не искоренена. Второй фактор: погода в городе не располагает к приподнятому настроению. А ведь то, во что мы одеты – это продолжение того, что в голове. И третье: наследие советской эпохи. Стандартизация. Желание показать, что быть не таким, как все, - неправильно.

Но! Ведь и интеллектуальная аудитория в Петербурге предпочитает тот же серый и тот же черный. А в этом как раз – интеллектуальный вызов. Именно в Петербурге есть магазины элитных, «умных» марок, которых нет в Москве: Comme Des Garçons и Maison Martin Margiela. В этом – своя интеллектуальная подоплека».

«Если у вас в гардеробе красные, оранжевые, зеленые вещи – их сложно комбинировать. А из серого и черного можно составить много комплектов», - резюмирует Александра Карпова.

Как одеваются в Европе

Опрошенные «МР» эксперты кардинально разошлись во взглядах на «европейский стиль» в одежде, согласившись друг с другом лишь в том, что никакого единого тренда нет, и от страны к стране стиль варьируется. Почему же европейцы, которые покупают все те же масс-марки все в тех же сетевых магазинах, выглядят более стильно? Вот те же финны…

«Слава богу, что мы не одеваемся, как финны! – возражает Леонид Алексеев. – Мешкообразные одеяния на мужчинах и женщинах – одинаковые, все ходят в резиновых сапогах или кедах в любое время года…».

«Финская мода довольно авангардна, потому что у финнов очень развито чувство… готичного. И они нам кажутся экстравагантными, потому что наш стиль – это классицизм. Да, архитектура, живопись – то, что нас окружает, влияет на то, как мы одеваемся», - парирует Александра Карпова.

Даже в рамках Скандинавии (не говоря уже обо всей Европе) сосуществуют самые разные стили, говорит, в свою очередь, Артем Балаев. «Швеция – оплот дизайна. В Стокгольме люди великолепно выглядят: одежда, прическа – уход за собой в целом. Это специфика национального менталитета, - отмечает эксперт. – Финны же ближе к нам, но у них стиль более яркий. Причина – опять же, ментальная: мы очень зашорены, этого нет у финнов».