Город

Новый участок ЗСД скоро откроют, и район встанет в пробку

Через 10 дней в Петербурге откроется новый участок Западного скоростного диаметра. Он соединит юг города с Обводным каналом – а это практически центр. Опытные водители будущее счастье оценивают скептически: говорят, что пробки останутся, но станут платными. В ситуации разбирался «Мой район».

Открытие южного участка ЗСД переносилось дважды. Во второй раз – потому, что дороги Гутуевского острова (тот, что ограничен Морским каналом и рекой Екатерингофкой), как выяснилось, не слишком хороши, чтобы принять на себя большой поток транспорта. Пришлось их реконструировать.

После того как машина покидает диаметр, приехав из порта или из Московского района, у нее остается одна дорога: по набережной Екатерингофки в сторону Обводного канала. Для тех, кто едет из центра, путь другой: поворот c Обводного на Невельскую, там – пункт сбора платы, зато на Невельскую можно попасть тремя путями (с Обводного, с Шотландской, с Двинской). В любом случае, шлагбаума не миновать.

По словам главы КРТИ Бориса Мурашова, на Гутуевском острове появится единственный в стране участок с левосторонним движением. Это будет 200-метровый участок вокруг автобусной стоянки на углу Двинской и Шотландской улиц.

Проехать куда-то дальше – например, в Приморский район, будет возможно не раньше 2015 года, когда достроят Центральный участок.

Новый участок – от Благодатной до Екатерингофки – это примерно 4 км пути, а все вместе, начиная от порта – почти 10 км. С увеличением протяженности увеличится и плата за проезд – но уже ближе к зиме. Скорее всего, тоже в два раза: рублей 50 с легковушки днем и 20 –  ночью. 90% денег пойдут в бюджет, остальное – подрядчикам.

По задумке Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, с острова пришлось убрать все светофоры, так как светофор обычно означает групповое движение: проехал поток… 30 секунд пауза… следующий поток. Это означает, что к пунктам оплаты трафик тоже будет прибывать в групповом порядке – возникнут очереди. Светофоры убрали. После реконструкции Обводного по его набережным можно будет стрелой промчаться с западной окраины города на восточную. Но есть одно но: въезд на Обводный сам превратится в пробку. Она просто переместится с проспекта Стачек на западный край Обводного канала.

«Уже сейчас на перекрестке Лифляндской и Обводного мы наблюдаем пробку 300 метров, - говорит эксперт Дмитрий Попов. – Теперь прикинем, что будет, если параллельно с Лифляндской появится съезд с диаметра, сразу после пересечения с Екатерингофкой. На том перекрестке у Лифляндской преимущество, а зеленая фаза светофора для потока с Обводного – всего 24 секунды. И все равно все стоят на Лифляндской, потому что там скапливается поток со всего Юго-Запада. А будут стоять и там, и на Обводном. Можете поверить, когда ЗСД заработает, мало кто захочет выезжать с той окраины через Старо-Петергофской проспект, когда есть путь покороче. Скоростной диаметр уже очень популярен у жителей Московского района, это знают те, кто пользуется съездом на Благодатную-Кубинскую. Там иногда 3-4 цикла приходится прождать, чтоб проехать…

Второй коллапс нас ждет при повороте с набережной Обводного на ЗСД налево. То есть по пути из центра города. Там монтируют новый светофор, с выделенной фазой для поворота налево. Пробки все равно неизбежны, даже если фаза будет длинной. Допустим, там люди будут ездить с пробочными навигаторами. Навигатор скажет: заторы у Гутуевского моста и у Лифляндской улицы, объезжаем «сверху», по Рижскому проспекту, далее - Межевой канал и Виндавская улица до перекрестка с Двинской. Хороший такой объездной маршрут. Но - нет. По указке КРТИ наша дирекция по организации дорожного движения срочно ставит светофор у Гутуевского моста, а режимы на перекрёстке Двинская Виндавская никто не пересчитывает, хотя этот перекресток теперь будет в стороне от основного трафика и рассчитан только на тех, кому нужно в конец Двинской. По этому маршруту ездили бы люди, которым не нужно на ЗСД. Но – не будут, потому что длина фазы на перекрестке с Двинской слишком коротка. А у Двинской – 54 секунды.  И уж совсем никто не думает, куда будет уходить транспорт, пришедший с ЗСД на Обводный».

Конечно, можно сказать, мол, посмотрим, как будут двигаться потоки, а потом ГУ ДОДД пересчитает, поменяет фазы и т.д. Но опыт жизни в Петербурге показывает: в Петербурге транспорт развивается столь динамично, что надо всегда смотреть вперед и играть на опережение, не исправлять ошибки, а предотвращать их. А согласования любых изменений, в том числе по длине фазы светофора, занимает 4-5 месяцев.

Для начала, считают эксперты, требуется синхронизировать светофор при повороте с ЗСД и тот, что на Лифляндской улице. Потом разобраться с объездным маршрутом, то есть с Виндавской улицей. Кстати, Дирекция по организации движения знает про возможные проблемы, но перечить КРТИ не может.

Добавим, что еще больше ситуацию оздоровил бы автоматический сбор платы при въезде – с помощью дистанционных транспондеров. Сейчас его можно оформить, но до поголовного внедрения – и возможности без остановки проехать пункт оплаты еще далеко.