Город

В Петербурге дому XVIII века наставили «рога»-деревья

Надстраивать над историческими зданиями монструозные бизнес-центры – не эстетично и запрещено законом. Но что делать, если сооружение готово, и вот-вот проглотит особняк XVIII века, а люди надеются, что за строительной сетью их ждет что-нибудь в 15 раз поскромнее?! Выручают элементы декора и специфическая покраска монстра. Декор в виде деревьев из конструктора «лего». Именно это петербуржцы с конца сентября 2012 года наблюдают на набережной реки Мойки.

Дом государственного контролера на набережной Мойки, 74 построен в XVIII веке. Перестраивался дважды – в XIX веке и XXI, после сноса дворовых построек. Тогда за реконструкцию взялась компания «Адамант». Трехэтажный особняк эпохи классицизма, примыкающий к Комитету по строительству, в двух шагах от прокуратуры и Законодательного собрания Петербурга, мог прирасти дворовыми флигелями в два раза выше, чем он сам. Подобные архитектурные изыски запрещены законом «О Генеральном плане и границах зон охраны объектов культурного наследия», поэтому в декабре 2011 года «Адамант» заявил, что в проект внесены коррективы: верхняя планка сооружения снизилась до 24 метров, уменьшено число стеклянных элементов фасада. При этом Смольный разрешил изменить габариты крыши объекта культурного наследия.



На время реконструкции Дом государственного контролера завесили плотным баннером. Каким он предстанет после реконструкции – оставалось интригой до сентября 2012 года. Наконец, баннер сняли. Петербуржцев удивил даже не флигель бизнес-центра, который видно с Исаакиевской площади и противоположной набережной Мойки, а элементы декора на крыше дома. Участница сообщества «Живой город» в «Живом журнале» описала их так: «Возможно, преступление против градостроительных законов не заметили благодаря изобретательности строителей: они замаскировали дворовой флигель густой свежей зеленью деревьев, растущих будто бы во дворе. Скептикам, которые скажут, что зимой этот прием не сработает, ответим: инновационность изобретения в том, что деревья искусственные, и они будут так же зеленеть в самую лютую зимнюю стужу».

«Мой район» не сразу поверил, что Дому государственного контролера наставили искусственные «рога». Конструкции скрывают бежевую стену, замаскированную под брандмауэр (см. фото выше). Пластмассовые листья вносят в депрессивную петербургскую осень частичку лета – их прикрепили не сразу же, когда объявили о завершении реконструкции, а несколько дней спустя. В ноябре их можно перекрасить в желтый цвет, а под Новый год – украсить гирляндами для создания новогоднего настроения у работников прокуратуры и депутатов. Правда, новые архитектурные элементы могут быть не связаны с заботой о петербуржцах.

«С помощью искусственных деревьев «Адамант» попытался скрыть нарушение высотности сооружения во дворе дома, – считает главный редактор портала «Карповка» Дмитрий Ратников. – В феврале строительная компания в ответе на мой запрос написала, что высота здания будет скорректирована. Этого не произошло, зато стену покрасили, чтобы она сливалась с небом, и попытались замаскировать деревьями. Это очень забавно, потому что никак их не спасает. Сооружение все равно видно». Как рассказал Дмитрий Ратников, обычный способ замаскировать внутридворовые постройки – это псевдо-печные трубы. «Адамант» же пошел по пути «Стокманна» (Невский проспект, 114), который собирался «озеленить» свою градостроительную ошибку – купол на уровне четвертого этажа.

«Даже не верится, что перед нами попытка скрыть какие-то конструкции, настолько это смотрится смешно и очевидно, – говорит координатор архитектурного фестиваля «Артерия» Илья Филимонов. – Дело в том, что крыша переднего здания стала мертвой и неправдоподобной, когда целый ряд труб и вытяжек сгруппировали вдоль конька (верхняя часть крыши). На исторической фотографии видно: трубы располагались в разных местах. Сейчас крыша мертвая и нереалистичная, а деревья, очевидно, не только не скрывают следующее здание, но и привлекают к себе внимание. Деревья не могут имитировать то, что растет во дворе – настолько они маленькие и нереалистичные».