Истории

По сценарию Дома Рогова: в Петербурге приговорен очередной памятник архитектуры

Дом Кавоса на Садовой улице продан на торгах в 2011 году с условием, что он будет реконструирован. За это время владелец не сделал ничего, чтобы спасти здание. Его состояние ухудшалось, провалились перекрытия, образовались трещины высотой с брандмауэр. Насколько искренним был губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, когда сокрушался из-за Дома Рогова, если в 10 минутах ходьбы от руин, бывших недавно объектом культурного наследия, готовится к сносу очередной памятник?

Садовая улица, 73 – бывший особняк архитектора Кавоса. Перестроен владельцем в середине XIX века. В советское и новейшее время использовался как жилой дом. Летом 2003 года расселен из-за аварийного состояния и выставлен на торги. Владельцем четырехэтажного особняка, к тому моменту – вновь выявленного объекта культурного наследия, стала компания «ИВИ-93», известный игрок на строительном рынке Петербурга. Компания обанкротилась, и в 2011 году здание продали за 28 млн рублей ООО «Акация», о котором практически ничего не известно. Условием продажи стала реконструкция Дома Кавоса в течение 3,5 лет. Все эти годы состояние особняка ухудшалось, провалились перекрытия, образовались трещины высотой с брандмауэр, для реставрации или воссоздания – никто пальцем не пошевелил.

«Ситуация еще хуже, чем с Домом Рогова (здание XIX века, снесено в августе 2012 года – прим. «МР»). Дом Кавоса находится в действительно ужасном состоянии, – говорит участник градозащитного движения «Живой город» Дмитрий Литвинов. – Дворовый флигель, лицевой флигель лежат в руинах. Статус дома, полученный им в 2001 году, неокончательный. Может быть проведена культурная экспертиза и здание признают аварийным. Масштабные строительные работы приведут к повреждению соседних зданий, которые также являются объектами культурного наследия».

Здание действительно аварийное. Пристрастный любитель старины посчитает его за руины, не говоря о петербургских властях и застройщиках. В этом можно убедиться по фотографиям, которые пользователь na6ludatelb загрузил в сообщество «Живого города» в  «Живом журнале». «Здание в жутком состоянии. Но при этом, несомненно, может быть полностью восстановлено в прежнем облике. Это при желании», – считает автор поста. Выяснилось, что непримечательный серый дом, завешенный строительной сетью со стороны Садовой улицы, внутри представляет собой лабиринт из строительного мусора, провалившихся балок и целых этажей. Стены почернели, словно в доме был пожар, и поросли мхом, как развалины Парфенона.

«Если реставрация невозможна, здание должно быть воссоздано», – считает Дмитрий Литвинов. Градозащитники собирают подписи с требованием у губернатора проконтролировать реконструкцию Дома Кавоса, которая фактически не ведется. Через несколько месяцев начнется реконструкция Сенной площади. По сценарию Дома Рогова соседнее с площадью здание может быть признано аварийным и снесено.

Архитектурная драма разворачивается на фоне скандала: газета «Коммерсантъ» проанализировала письмо губернатора Георгия Полтавченко президенту Владимиру Путину. В письме Полтавченко объясняет, почему центру Петербурга не может быть присвоен статус «достопримечательное место». А все потому, что за разрушение зданий в таком месте грозят не смехотворные штрафы, а уголовная ответственность, включая лишение свободы до пяти лет.

«Наделение центра Петербурга статусом достопримечательного места возможно, – считает депутат Законодательного собрания от партии «Яблоко» Борис Вишневский. – Но проблемой является не это, а хроническое неисполнение законодательства об охране культурного наследия. Вместо сохранения исторических памятников мы наблюдаем их злонамеренное разрушение, причем при активном бездействии или содействии чиновников. Когда застройщику позволяется довести памятник до аварийности, когда чиновники закрывают глаза на липовые экспертизы о якобы необратимой аварийности исторических зданий».

«В XXI веке не существует понятия необратимой аварийности, – продолжает Борис Вишневский. – Необратимо аварийное здание – это Дом Рогова после того, как его снесли эскалатором. Если бы такой подход применялся после Великой отечественной войны, значительная часть разрушенного в Ленинграде вообще не была бы восстановлена. Современные технологии позволяют сохранить практически любое здание».  

В настоящее время в защиту Дома Кавоса собрано больше 200 подписей в интернете. Активисты собираются передать их Георгию Полтавченко на этой неделе.

http://save-sp-burg.livejournal.com – сообщество «Живого города».
http://democrator.ru/problem/8534 – сбор подписей в защиту Дома Кавоса.
 

share
print