Истории

Депутат предложила Полтавченко свой способ решения проблемы мигрантов

Поведение мигрантов в Петербурге стало поводом для депутатского запроса. Парламентарий Законодательного собрания Любовь Седейкиене сегодня, 12 сентября, направила губернатору список идей, реализация которых поможет, по ее мнению, оздоровить ситуацию вокруг гастарбайтеров. Автор запроса не скрывает, что поводом для него послужили многочисленные летние ЧП: массовая драка между таджиками и узбеками 10 июля, изнасилование женщины в поселке Победа, погром в кафе в Гатчине.

Федеральная миграционная служба уверяет, что бить тревогу пока рано: средний процент преступлений, совершенных мигрантами в Петербурге, не дотягивает даже до общероссийского уровня (2,6% против 4), и это при том, что у нас «гостей» больше, чем в провинции.

«Это действительно так, - подтвердил «МР» капитан полиции, попросивший не называть его имени. – Когда мы выезжаем по заявке из серии «совершено преступление, подозреваемый задержан и это восточного типа брюнет», мы просто молимся, чтобы он оказался дагестанцем или ингушом, потому что ему в таком случае не нужен переводчик, и в консульство сообщать тоже не нужно. Понятно, что если такого гражданина ловят на мелком преступлении, его проще отпустить, чтобы не возиться».

Депутатский запрос Любови Седейкиене был сформирован не просто так. Парламентарий проанализировала недавний полугодовой отчет прокуратуры «Информация о состоянии законности и прокурорского надзора в Санкт-Петербурге в 1-м полугодии 2012 года», где четко отмечалось качественное изменение преступлений, совершенных иностранными гражданами: выросла цифра тяжелых преступлений против личности. Если составить карту преступлений, получится, что все они происходят неподалеку от мест компактного проживания гостей-рабочих, там, где они работают на стройках, проще говоря, – в гетто.

«На сегодняшний день, - пишет депутат в своем запросе, - никто не может четко ответить на вопрос, сколько гастарбайтеров в Санкт-Петербурге в целом и на подведомственных отдельным службам территориях: ни УФМС, ни администрации районов, ни участковые уполномоченные полиции. Комитет по труду и занятости населения не знает, какое количество иностранных рабочих объективно требуется предпринимателям города и государственным предприятиям. Несомненно, выделяются квоты на иностранных рабочих, но сверх квот город наводнён нелегалами, и с этим сталкивается каждый горожанин. В центре города открыто стоят дельцы с плакатами, обещающими за деньги оформление необходимых документов.

Иностранные рабочие увеличивают коррупционный и криминальный факторы. По действующему закону без регистрации в России можно прожить три месяца, после чего приезжий обязан выехать в свою страну, а затем, если захочет, вернуться снова. На практике никто этого не делает – за взятки чиновники госструктур продлевают документы. Нищета толкает гастарбайтеров на преступления. Более законопослушные зачастую питаются на помойках. Горожане боятся поздно вечером выходить на улицы. Как следует из отчета (городской прокуратуры - «МР»), большая часть преступлений, совершенных мигрантами, направлена на обеспечение собственного существования.

Ещё больше потери нравственные. Растёт бытовой национализм, драки и даже убийства на национальной почве. Родители забирают детей из классов, в которых учатся дети гастарбайтеров. Никакие пункты программы «Толерантность» положения не меняют. Изменить ситуацию можно только радикальным изменением отношения к делу чиновников соответствующих служб, а также пересмотром регионального и федерального законодательства».

Депутат предлагает инициировать создание консульств или отделений посольств Таджикистана, Узбекистана и Молдовы. Несмотря на то, что количество мигрантов из этих трех стран превышает 500 тысяч даже по официальным данным, дипломатического представителя тут нет. Чиновнику или полицейскому, которому внезапно понадобится найти диппредставителя, можно только посочувствовать.

Вторая идея - обязать районные администрации и полицейские подразделения наладить точный учёт иностранных рабочих с фиксацией их места проживания и места работы. Лишить гастарбайтеров возможности селиться в расселенных домах – «консервировать» такие здания до герметичного состояния. Учредить в каждом МСУ и районной администрации подразделения, которые непосредственно отвечали бы за контроль таких домов и квартир, боролись бы с «резиновыми» квартирами. Кроме того, нужна служба, которая совершала бы рейды на строительные площадки и в зоны уличной торговли на предмет выявления нелегальных мигрантов. Районные отделы УФМС и участковые должны, по мысли Седейкиене, поквартально предоставлять отчетность по динамике вселения и выселения мигрантов на вверенной территории. Также дополнительные функции учета должны быть возложены на диаспоры.

«Самое революционное предложение, - рассказала Любовь Седейкиене корреспонденту «МР», - то, что каждая диаспора должна формировать собственную базу и на основании нее выдавать единую карту мигранта. Ее будут получать только члены диаспор и только в том случае, если человек оформил регистрацию и получил разрешение на работу. Единая карта мигранта будет не просто членским удостоверением, но и свидетельством того, что владелец этой карты – добросовестный, законопослушный человек. При этом такая программа должна осуществляться под патронажем городского правительства. Дело в том, что такой шаг первыми предложили сами же представители диаспоры – узбекской - еще несколько лет назад. Но им сказали: диаспоры являются общественным объединением, которое не может предоставлять своим гражданам дополнительных гарантий и привилегий при трудоустройстве. А если будет задействовано правительство, такие гарантии появятся. Кроме того, при губернаторе нужно основать координационный совет, куда войдут главы диаспор и представители администрации, причем они должны иметь полномочия по оперативному решению вопросов».

По мнению депутата, представители диаспор должны войти в Общественные советы ГУ МВД и УФМС, в том числе в районные отделения. Причем представителей должен назначать Совет старейшин, который создан по инициативе азербайджанской и таджикской диаспор.

Для самих мигрантов проект тоже предусматривает немало хорошего: например, центр адаптации трудовых мигрантов с бесплатными уроками русского языка (с этим проблем как раз нет, ибо волонтеры в Петербурге имеются) и профессиональной подготовкой – строительной, торговой и т.п. А еще в городе нужно построить несколько общежитий, и предлагать организациям, использующим труд мигрантов, селить их в эти общежития по низким ценам. А Центр содержания иностранных граждан необходимо отделить от Ленинградской области и передать в ведение Администрации Санкт-Петербурга.

Реализация проекта потребует большой политической работы: одна организация консульств чего стоит. А строительство общежитий? Даже на окраине города постройка дома обходится в 50 тысяч рублей за квадратный метр. Кто бы ни платил за эти общежития – работодатель или сам мигрант – они не окупятся и за 50 лет. С другой стороны, правозащитники, изучившие по просьбе «МР» этот запрос, раскритиковали все, кроме этой идеи - о создании консульств. Так, правозащитник и преподаватель факультета свободных наук и искусства СПБГУ Дмитрий Дубровский пояснил, что выдача особых мигрантстких удостоверений, вдобавку к миграционным картам, приведет к еще большему росту коррупции, хотя в нее и будут вовлечены не полицейские, а представители диаспор.

«В то же время полицию нужно убирать из этой сферы, - заявил Дубровский. - Одно это диктует предвзятое отношение к мигрантам: их жизнь здесь курирует не обычный чиновник, а военизированная структура. ФМС недолгое время побыла гражданской, но уже 10 лет как она в составе МВД.

Кроме того, у автора запроса странная логика: «раз он беден, значит, готов на преступление». Этак у нас любую деревню можно под контроль взять. И тезис «бытовой национализм возникает из-за мигрантов, а если б их не было, все было б в порядке» - из той же оперы. В то же время наши действующие законы полны идиотизма. Зачем нужны бессмысленные катания туда-обратно каждые 3 месяца? Почему у нас такие маленькие квоты на мигрантов: раз в 10 меньше, чем нам реально нужно. Потому что армия незарегистрированных мигрантов - это живые деньги, которые ходят по городу. На радость постовым, сотрудникам ФМС и так далее».

Директор петербургского филиала Высшей Школы Экономики Александр Ходачек рассказал, что воспринимает программу, изложенную в запросе, скорее как утопию. Было бы достаточно, если бы со своей работой по упорядочиванию действий мигрантов справлялись нынешние уполномоченные власти – полиция и ФМС, а также органы санэпиднадзора, пожарные. «Если все службы будут строго относиться к своим обязанностям, например, еще по прилету проверять документы и сразу сверять со списками, предоставленными официальными работодателями, отсекая тех, кто прилетел без вызова, новые законы и не понадобятся. Большое количество законопроектов нанесет только вред, я уверен. Этим мигрантам и так трудно. У них и так есть землячества, десятники свои, ведь просто так сюда никто не ездит. Их встречают, помогают устроиться. Как устроиться – это второй вопрос. Естественно, этот бизнес отчасти криминализован. Но чем помогут новые законы? И координационный совет, если и появится – непонятно, кто туда попадет и какую долю мигрантов он будет окормлять. У нас есть, например, совет по малому предпринимательству, но вряд ли он охватывает те 260 тысяч представителей малого бизнеса, которые есть в Петербурге…»

share
print