Истории

Неадекватные маршрутки исчезают с улиц Петербурга

В Петербурге почти каждую неделю происходит ДТП с участием маршрутки. В Комитете по транспорту говорят, что через 5-7 лет коммерческие перевозки уйдут в прошлое. Скептики в это не верят: предпринимателям невыгодно содержать только социальные маршруты. Автомобилисты тем временем указывают на то, что «маршрутчики» ведут себя на дорогах города всё более неадекватно.

Маршрутки в Петербурге: будущее

Чтобы прямо сейчас упразднить весь коммерческий общественный транспорт, надо потратить 10 млрд рублей из городской казны – подсчитали в Комитете по транспорту. Это, для сравнения, четверть стоимости строящегося стадиона на Крестовском острове или половина цены второй сцены Мариинского театра. Прямо сейчас тратить никто и не будет – но лет через 5-7, уверены в комитете, город всё же сможет перевести весь наземный общественный транспорт на единый тариф.

«С прошлого года ведется плановая оптимизация маршрутной сети: дублирующие коммерческие маршруты закрываются – добавляются новые социальные», - говорит пресс-секретарь Комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев. В 2011-м было закрыто 55 коммерческих маршрутов и открыто 20 социальных. В этом году, впрочем, объемы закрываний-открываний будут несколько меньше.

Всего в Петербурге работает более 3 тысяч коммерческих автобусов, которые обслуживают около 300 маршрутов. Ни для кого не секрет, что посредством маршруток компании-перевозчики «отбивают» убытки, которые несут на социальном транспорте.

«Маршрутки действительно хотят убрать, но не знают, как это сделать. Город умрет без коммерческих перевозчиков. Ну не придут на их место нувориши, которым не на что потратить деньги (кроме как на социальный транспорт – «МР»)», - считает эксперт движения автомобилистов «Свобода выбора» Дмитрий Попов.

Неудивительно, что во всех больших компаниях («Третий парк», «Питеравто») корреспонденту «МР» заявили о готовности развивать коммерческие маршруты (закупать новые модели автобусов, расширять парк) – при прочих равных.

Один из крупных перевозчиков, по неподтвержденным данным, собирается пойти еще дальше в деле борьбы за благоприятный имидж маршруток: как стало известно «МР», компания намерена впредь нанимать преимущественно водителей из «бывших братских» республик – Украины и Белоруссии. Впоследствии же, по задумке предпринимателей, «гастарбайтеров со славянской внешностью» должны и вовсе вытеснить русские водители. Сработает ли эта стратегия – покажет время.

Маршрутки в Петербурге: настоящее

В Управлении ГИБДД по Петербургу корреспонденту «МР» не смогли оперативно сообщить о динамике ДТП с участием маршруток. Искомые цифры нашлись все в том же Комитете по транспорту: анализ показал, что количество подобных происшествий снизилось на 10-15% по сравнению с прошлым годом. При этом если изучить хронику ДТП (из числа тех, о которых стало известно СМИ) только за август 2012 года – поневоле задумаешься.

30 августа. Утром на Софийской улице столкнулись 2 грузовика и автобус «Ютонг» (маршрут № 294). 2 человека отправлены в больницу с травмами различной степени тяжести.

23 августа. На Петербургском шоссе маршрутка № 401а, следовавшая от станции «Автово» до Соснового Бора, столкнулась с 2 иномарками. В маршрутке находились 12 человек. К счастью, никто не пострадал.

15 августа. В этот день в Петербурге произошло сразу 2 ДТП с участием маршруток. Сначала на пересечении Товарищеского проспекта и улицы Коллонтай «встретились» маршрутка № 264 (автобус «ПАЗ») и «Газель». Маршрутка, в которой находились 7 человек, перевернулась. 3 человека оказались в больнице. В тот же день через пару часов на пересечении улицы Типанова и проспекта Космонавтов маршрутка № 24 столкнулась с 2 автомобилями. Пострадал водитель одной из машин: его с травмами увезли в больницу.

Другие участники дорожного движения – автомобилисты – указывают на то, что довольно часто становятся свидетелями мелких ДТП с участием маршруток. Так, по словам Дмитрия Попова, в течение всего лишь нескольких дней он стал очевидцем сначала небольшого происшествия на проспекте Стачек, а затем в Пушкине.

«Я в последнее время отмечаю факты неадекватного поведения водителей маршруток. Причем оно базируется не то что на незнании, а, скорее, непонимании ПДД. Например, водители маршруток абсолютно уверены, что на дороге они пользуются преимуществом. Таким образом, маршрутчики демонстрируют правовой нигилизм: совершают необоснованное перестроение, не уступают никому дорогу и так далее. Осуществляют маневры, которые не соответствуют техническим характеристикам, например, китайских «Ютонгов» и «Драгонов», всё еще используемых в периферийных перевозках. Я, например, недавно наблюдал, как на Шафировском маршрутчик пустился наперегонки с водителем легкового автомобиля. Гонка велась при том, что в маршрутке были пассажиры», - говорит эксперт.

«Я тут как-то изучал технические характеристики «Ютонгов» и «Драгонов». И неожиданно для себя выяснил, что «китайцы» - переднеприводные, и таким образом их конструкция не очень-то предполагает движение с перегрузом. У нас же, согласно российской мифологии, маршрутки забивают наглухо. И безопасность страдает очень сурово», - добавляет Попов.

Опрос ВЦИОМ, проведенный в этом году, показал, что россияне считают маршрутку самым небезопасным из всех существующих видов транспорта. Только 16% опрошенных утвердительно ответили на вопрос о безопасности маршруток. Для сравнения: далее по шкале «ненадежных» идут речной и морской транспорт (лишь 19% считают его безопасным) и самолет (26%). Получается, что среднего россиянина поездки на маршрутке пугают больше, чем авиаперелеты.

share
print