Город

Как Петербург стал столицей российских долгостроев

Не понравился Дмитрию Медведеву, премьеру нашему, стоящийся стадион на Крестовском острове – строится он долго, когда построится никому неизвестно, а денег стоит безумных. Медведев скрывать охватившее его недоуменное возмущение не стал, назвал все это не просто долгостроем, а позором. Ну, обозвался бы и ладно, но главное, что денег на достройку не дал. То есть когда эта история с недоделанным стадионом закончится – осталось в тумане.

Одновременно с обидными для городских властей (это они строят стадион на бюджетные деньги) премьерскими словами о стадионе, стало известно, что еще один петербургский проект – «Ё-авто» откладывается. Не запустится под Петербургом завод мощностью 40 тысяч «ё-мобилей» в 2012-м году, как предполагалось, отложено всё года на два – два с половиной, то есть в реальности опять-таки непонятно, когда он запустится и запустится ли вообще.

Выходит из всего этого, что Петербург – уже не только культурная столица, но и столица долгостроев, а виновата в этом администрация Полтавченко, которая не обеспечила, не смогла, не доработала.

Тут прямо хочется вставить свои пять копеек в защиту Полтавченко – не потому, что очень хороший у нас губернатор, а потому, что если б сумел стадион достроить и завод запустить, то надо было бы объявить его супергероем вроде Бэтмена или волшебником вроде Гудвина.

Но из Полтавченко Гудвина не случилось, оказался нормальным человеком. А нормальный человек не может переломить традиции, то есть того, что всегда в городе было, что для Петербурга совершенно естественно.

В Петербурге долгострои появились не сейчас – они всю его жизнь были.

Вот, например, при царизме: Исаакиевский собор строили 49 лет -  в 1809 объявили конкурс, освятили в 1858-м. Или (если считать с начала реальных работ в 1818-м году) то строили чуть меньше, 40 лет, но все равно много.

Троицкий мост: решение о постройке принято Городской думой в 1891-м, в 1892-м объявили международный конкурс, в 1897-м начали строить, собирались закончить в  1901-м, но открыли только в 1903-м. Опять на все про все ушло 12 лет.

При сталинизме тоже работали не очень быстро: стадион им. Кирова начали сооружать в 1932-м, открыли в 1950-м. То есть строили 18 лет (правда, война мешала).

И в более современную эпоху тенденция не поменялась - на крупные проекты уходили десятилетия. Дамбу строили 32 года – начали в 1979-м, пустили в эксплуатацию в 2011-м.

Кольцевую дорогу делали 27 лет, если считать с момента принятия решения в 1984-м. Или 13 лет, если вести отсчет с момента начала работ (окончательно КАД открыли в 2011-м).

Станцию метро «Адмиралтейская» (открыли в декабре 2011года) запускали 14 лет – если считать с момента ввода в эксплуатацию участка «Садовая – Чкаловская» в 1997-м.

Из последних долгостроечных достижений - Маринка-2. Ее строят уже 9 дет (это если вести отсчет от международного конкурса проектов, а его провели в 2003-м).

Из всех этих примеров легко вывести средний срок реализации крупного проекта в Петербурге. Получается 16 лет.

А стадион на Крестовском, вызвавший гнев Медведева, строят пока еще только 6 лет (считая от архитектурного конкурса) или 8 (с момента принятия решения). То есть до средних долгостроечных значений можно еще лет 8-10  спокойно работать.

Проект «ё-мобилей» (он, правда, не на бюджетные деньги делается, поэтому к нему вообще другой подход) стартовал только весной 2010 года. То есть сейчас ему отроду всего 2,5 года – абсолютно младенческий по нашим меркам возраст.

Таким образом получается, что история со стадионом для «Зенита» и прочими мариинками не должна никого возмущать: что ж делать, если карма у города такая.

Но - в Петербурге имеются примеры, опровергающие все вычисленные закономерности. Скажем, ТРЦ «Галерея» на месте «ямы» у Московского вокзала отгрохали за 3 года.

Или – самый шокирующий образец - «Ледовый дворец» построили к чемпионату мира по хоккею всего за 2 года (начали в 1998-м, закончили в 2000-м) и соорудили за смешные деньги, всего 60 млн долларов (это 1,8 млрд рублей, для сравнения на стадион на Крестовском собирались изначально потратить 6,7 млрд рублей, а под конец просили на него 44 млрд, но тут Медведев и взбрыкнул).

Какой вывод можно сделать из этих феноменов?

В Петербурге ловко строятся сооружения в 2-х случаях.

1. Когда это не бюджетный, а частный проект, в котором реально заинтересован бизнес – ТРЦ или жилые кварталы растут, как грибы. И понятно, почему так ловко растут – построил, получил прибыль.

2. Плохо идут проекты, которые строятся на государственные средства и не имеют экономической подоплеки (к последним относится и политическо-прожектерский проект «ё-мобилей» Михаила Прохорова).

Но и государственные проекты можно не превращать в долгострой – если построить надо к дате. Почему с «Ледовым дворцом» заминки не вышло? Потому что надо было кровь из носу успеть к чемпионату мира – вот и успели. А стадион на Крестовском кровь из носу надо построить к футбольному чемпионату мира, а он только в 2018 году будет, до него еще ой сколько времени.

В общем, надо было городским властям не соглашаться стадион строить самостоятельно (это Матвиенко с Миллером так договорились), а отдать проблему тому, кому стадион нужнее, – «Зениту» с «Газпромом». Если они в стадионе так заинтересованы, как говорят, то давно построили бы.

Или уж если строить на казенные деньги, то под дату: начали бы в 2016-м, к 2018-му точно закончили.