Истории

День Победы и пропавшие миллионы: будут ли наказывать организаторов

Прокурорская проверка показала: при праздновании Дня победы в 2012 году Петербург, возможно, обманули на 14 млн рублей. Комитет по культуре не разглашает смету праздника. «Мой район» попытался понять, будет ли возбуждено уголовное дело.

ПРАЗДНИК. 9 мая в числе горожан, посетивших устроенный городом праздник, оказался и депутат Вячеслав Нотяг с сыном: «Мама умерла, и в этом году я смотрел концерт с младшим сыном. Сын нес подушечку с ее медалями, и ему, как раньше моей маме, клали цветы». Однако качество увиденного на Дворцовой площади действа ему категорически не понравилось: «Безобразный звук, безобразное исполнение».

Куда потрачены 23 млн рублей, выделенные на праздник – с этим вопросом депутат обратился к Дмитрию Месхиеву, в то время главе Комитета по культуре. «Он мне не стал ничего объяснять, говорит: «Куда хотите, туда и жалуйтесь, хоть губернатору, хоть прокурору». Ну, я и обратился и к тому, и к другому», - рассказывает Вячеслав Нотяг.

ПРОВЕРКИ. 29 июня из приемной губернатора ответили, что «нарушений и неэффективного использования бюджетных средств не выявлено». Речь идет о праздничной программе, сюда не входит салют – за него отвечали Западный военный округ и Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности.

Прокуратура с губернатором не согласилась. «Нам было сложно, потому что на данный вид услуг не существует четкого норматива. Сколько стоят артисты – тоже трудно определить, если на их сайте не вывешен прайс», - говорят в прокуратуре.

К прокурорской проверке привлекли «специалистов в области культуры» (их имена не разглашаются), которые, просмотрев видеозапись праздничной программы, подсчитали примерные затраты «исходя из стоимости аналогичных услуг в Санкт-Петербурге». Решили: «оплата услуг артистов, персонала режиссерско-постановочной, административно и хозяйственно-технической групп, техобеспечения звуковым, световым и видеооборудованием, обеспечения техническими конструкциями, художественного оформления, создания видеоряда и записи фонограмм, организации работы интерактивных площадок, транспортных расходов составляет 5 626 000 рублей». В «Крамер и Ко» на это потратили 19 643 029 рублей.

«Мы проверили и движение денежных средств на счетах, чтобы удостовериться, что деньги не прокручивались, а шли конкретно на оказание услуг. Искали фирмы-однодневки. Некоторые подрядчики вызвали серьезные вопросы», - рассказывают в прокуратуре. Например, фирмы под названием ООО «Дельта», которой заплатили больше миллиона рублей за аренду светового оборудования, по месту регистрации не оказалось. По данным налоговой, в 2011-2012 годах эта фирма не осуществляла никакой хозяйственной деятельности и не имела доходов.

ДЕШЕВО ИЛИ НАДЕЖНО? Продюсерский центр «Ника» в апреле этого года тоже получил техническое задание от Комитета по культуре на проведение Дня Победы. Их цена оказалась выше, чем у «Крамера и Ко» почти на миллион рублей, поэтому «Ника» в конкурсе не победила. Светлана Довгань, генеральный директор ООО «Ника» не готова обвинять конкурентов в растрате: «Очень сложно определить стоимость технического обеспечения и культурного наполнения программы. В одном стоматологическом кабинете вам полечат зуб за 3 тысячи рублей, а в другом – за 12 тысяч. Так же и у нас: есть аппарат китайский, дешевый, а есть точно такой же, но европейский, надежный. Разброс по гонорарам артистов тоже огромный».

Недавно ООО «Ника» выступила организатором городского праздника в честь дня рождения Петра Первого, по меркам шоу-бизнеса довольно скромного, его бюджет составил 2 млн 200 тысяч рублей. «Такие деньги, как предполагает прокуратура, в десятки миллионов «замылить» просто невозможно, - считает Светлана Довгань. - Да, 9 мая было скромно, ожидали большего, но не до такой степени. Если есть сцена, экраны, видео, он-лайн трансляции – это огромные бюджеты». По словам специалиста, организаторы праздников привыкают работать с конкретными поставщиками услуг: «Здесь важно не подешевле, а надежнее. Ведь наши люди тоже предпочитают иномарки покупать, а не отечественные машины. Так и здесь, боишься рисковать, ведь если выйдет ведущий, а звука вдруг нет, то фирму больше никто не допустит к городским праздникам».

Так же считают в другой промоутерской фирме, организовавшей День города: «22 млн – это не такая уж большая сумма для городского праздника. Для районного – да. Для организаторов праздника участие в масштабных городских мероприятиях -  это совсем не денежное занятие, прибыли копеечные. Это вопрос престижа».

ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ. «Прокурор не возбуждает уголовных дел, а наши экспертизы не носят статус судебных, - подчеркивают в прокуратуре. - Это частное суждение, мнение специалиста. В Следственном комитете будут проводить собственные проверки и экспертизы, и тогда уже решать, возбуждать ли уголовные дела. Мы же можем только сказать, что признаки уголовного преступления присутствуют».

Факты, собранные прокуратурой, переданы в Следственный комитет. Там решат, возбуждать ли уголовное дело по 159 статье Уголовного кодекса – «мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». 

Несмотря на то, что День Победы был организован на бюджетные средства, в городском Комитете по культуре отказались предоставить смету расходов, связанных с празднованием 9 мая в Петербурге, сославшись на то, что это служебный документ. Напомним, что по Закону РФ «О СМИ» «отказ в предоставлении возможен лишь в случае, когда запрашиваемая информация составляет какую-либо охраняемую законом тайну». Видимо, чиновники от культуры посчитали, что петербуржцы не вправе узнать, как расходуются бюджетные средства.

После 9 мая компания «Крамер и Ко» организовывала гуляния на Дне города и губернаторский прием в рамках экономического форума, где заработала 18 и 30 млн рублей соответственно. Заказчиком в обоих случаях выступал Комитет по культуре.

Вячеслав Нотяг считает, что сделал для расследования все, что мог. На днях он вновь обратился к правоохранительным органам с просьбой проверить расходование бюджетных средств – теперь на закупку мебели для нового здания Горсуда. Конкурс на 51,8 млн руб был объявлен 1 августа. Год назад, по данным Нотяга, для суда уже закупали мебель на 138 млн рублей.

share
print