Православные верующие в России - особый, ни на кого не похожий тип
Православный христианин в России отличается от верующих в других странах тем, что существенно реже ходит в церковь и исполняет ритуалы. Россияне не предъявляют к церкви требований и не хотят, чтобы церковь требовала послушания от них. Не исключено, что такое отношение к православию приводит к тому, что в России батюшки ездят в нетрезвом виде на спорткарах и устраивают ДТП, а молодых людей избивают за акцию «Блаженны милостивые» напротив храма Христа-Спасителя.
Количество россиян, называющих себя православными, достигает 70%, но меньше половины из этого числа верят в существование бога и участвуют в деятельности церкви. Посещаемость церквей в России самая низкая среди 15 стран Европы и Азии, где атеизм не является государственной идеологией – таковы данные опроса «Левада-центра», проведенного летом 2012 года. Социолог Борис Дубинин обрисовал портрет типичного представителя православной веры: женщина старшего возраста, как правило, не очень образованная, живущая в провинции. С начала нулевых годов, на второй волне роста православных верующих (первая отмечена с распадом СССР), идет приток новых верующих. Но молодежи, людей с высшим образованием и мужчин в храмах все еще меньше, чем в светских учреждениях.
Социологи утверждают, что свою потребность в вере православные связывают с тем, что она «делает жизнь легче» и «помогает преодолевать трудности». Утилитарный подход к вере критикуется иерархами православной церкви, но повлиять на формирование личной ответственности православных они не могут. В свою очередь, граждане принимают церковь такой, какая она есть, и не выдвигают требований иерархам. Такое же отношение к государственной власти. Не удивительно, что, по словам Бориса Дубинина, православная церковь стала институтом государственной власти. Таково наследие советской эпохи или расплата за ошибки «религиозной организации» Русская православная церковь?
«В плане соблюдения церковных ритуалов Россия мало чем отличается от большинства западных стран, – говорит религиовед и историк Константин Михайлов. – Да, в современной Англии, Финляндии, Германии в церковь ходят чаще, чем в России. В сущности, большая часть населения этих стран идентифицирует себя с католиками или протестантами, посещает церковь раз в год, либо 1-2 раза в жизни на важные события – венчания, похороны и так далее. Неисполнение ритуалов связано с общей секуляризацией, произошедшей в ХХ веке не только в России. Люди существенно охладели к религии, старым и косным ритуалам. При этом они верят в бога, поскольку вера – психологическая, мистическая потребность».
Существует ли связь между образом православного верующего и функцией, которая отведена в России православной церкви? «Православие не оказывает большого влияния на общество, если воспринимать его как набор догматических правил и богословских установок. Но если говорить о православии как о культурной ценности, некоторой совокупности культурно-исторического континуума, характерного для России, оно оказывает очень большое влияние, независимо от того, как часто люди посещают храм», – считает Константин Михайлов.
Социолог Роман Могилевский считает, что неисполнение ритуалов характерно для всех направлений христианства. «Церковь модернизируется, чтобы молодежь могла глубже исповедовать религию, а не просто идентифицировать себя с религиозным большинством страны. Православие – молодая церковь, она совсем недавно вышла из подполья и не сталкивалась с проблемой модернизации. А то, что у нас большинство верующих – женщины старшего возраста – признак того, что продолжительность жизни у мужчин меньше, и они находят успокоение в алкоголизме».
Ни одна политическая партия и общественная организация не имеет такой огромной поддержки, как православная церковь, считает журналист Максим Шевченко. Недавно он был на праздновании Курской иконы Божьей матери и так характеризует увиденное: «В советское время Курский Коренной монастырь был разрушен, на его месте построена фабрика и санаторий. В последние несколько лет монастырь восстановили, во многом на частные пожертвования. И вот я вижу крестный ход – 40 тысяч человек! «Фейсбуком» никто не собирает людей и в «твиттере» об этом не пишут. Да, впереди идет губернатор, курчане его не любят. Какая разница! Идти рядом с иконой можно даже с нелюбимым губернатором. Считать этих людей отсталыми дураками у меня язык не поворачивается. Большинство из них – люди труда, наконец вздохнувшие спокойно».
«Православие не обязывает регулярно исполнять ритуалы, – продолжает Максим Шевченко. – Например, Герцен в «Былом и думах» пишет, что русские причищаются раз в год. Достаточно религиозный отец Герцена заставлял его говеть на Великий пост. Маленький мальчик разговлялся и возвращался в церковь через год, на Великий пост. Православным рекомендуют чаще бывать в церкви, но церковь же не армия! Либеральное общество требует, чтобы все были похожи друг на друга, христианство оставляет право выбора. 40 млн человек считают себя верующими православными людьми, это очень много. В 90-е годы социологические опросы давали 7-8%».
Русская православная церковь, в частности Патриарх Кирилл, утверждают, что с ростом числа православных Россия переживает духовное возрождение. Опрошенные «Моим районом» эксперты другого мнения. Максим Шевченко считает, что духовность – индивидуальное понятие, а Константин Михайлов – что «воскресить старые духовные и религиозные принципы не очень разумно и перспективно, потому что религиозные практики изменились не меньше, чем остальной мир». Журналист Дмитрий Губин вообще сомневается, что Русская православная церковь – это христианство в европейском понимании.
«Практика православной церкви состоит в противостоянии светской культуре, – говорит журналист. – Католическая церковь создала почти два десятка музеев высочайшего уровня, доступных посетителю в Ватикане, а русская православная церковь – ноль. Вообще, в русском православии бог там, где кирпичи или доски, а не там, где люди. Всеволод Чаплин как-то сказал, что «есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного количества людей или даже жизни всего человечества. Это святыни и вера». То есть для него нормально ради досок, кирпичей или костей, названных святыми, сгнобить какое-то количество людей. А для меня это - мракобесие. Для меня жизнь христианства – это не поклонение Христу, а принятие того маршрута, который христианство определило. Там малое и слабое так же важно, как большое и целое; там милость побеждает силу; там духовное важнее материального. С этой точки зрения можно быть воцерквленным верующим – и абсолютным антихристианином, а можно быть атеистом и человеком христианской традиции».
По данным социологического опроса, который фонд «Общественное мнение» опубликовал в четверг, 9 августа, четверть православных считают, что допустимо, чтобы люди, исповедующие православие, критиковали Патриарха. Треть считают, что допустимо критиковать рядовых служителей церкви. Около половины россиян уверены, что государство должно вмешиваться в конфликты, когда затронуты чувства верующих.