Истории

Культура шаговой доступности: чем она лучше храмов

В Купчино предлагают построить музей современного искусства; а на Гражданке – музей Зураба Церетели. Последние полгода в Петербурге обсуждают идею строительства «театров шаговой доступности» в спальных районах. Пока про музеи и театры на окраинах только говорят, православные храмы вовсю возводят: получается, что православие берет на себя функцию культуры. Но какой от этого прок мусульманам, иудеям и представителям прочих конфессий - вопрос риторический.

Культура окраин

Во Фрунзенском районе Петербурга земельный участок в квартале №27 (ограничен Будапештской улицей, Малой Каштановой аллеей и Пловдивской улицей) зарезервировали под строительство государственного музея современного искусства. Не факт, что музей в итоге построят, а если построят, то именно в Купчино. Но администрация района лелеет планы: пока на юге серьезного учреждения такого рода нет. Да, открыли центр современной культуры «Факел» на Софийской; а осенью планируется реконструкция бывшего ночного клуба в тех же краях – он превратится в «Креативную резиденцию Help». Но все проекты – локальные; серьезного реноме району не делают.

Тем временем депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский предложил другой музей – ваятеля Зураба Церетели – строить не на 4-й линии Васильевского острова, а, например, в Калининском районе, на Гражданке. Или в том же Купчино. «Любое новое строительство в центре – это нагрузка: надо соблюдать охранное законодательство. Красивое новое современное здание фактически невозможно втиснуть на 4-й линии: оно не будет вписываться в окружающую среду. А в новых районах нет ограничений», - пояснил Вишневский «Моему району». Пока неизвестно, внемлет ли исполнительная власть законодательной.

Вишневский – «яблочник», но и депутаты-«единороссы» в свое время поднимали вопрос о децентрализации культуры в Петербурге. В частности, актриса, депутат ЗС Анастасия Мельникова в начале года поднимала вопрос о строительстве театров шаговой доступности. С тех пор, впрочем, тема больше не поднималась. «Как только начнется новый театральный сезон, мы вернемся к этой теме. Пока кроме писем поддержки ничего не было», - рассказала нам Мельникова. По словам актрисы, для реализации проекта необходима поддержка государства – в частности, Комитета по культуре. Учитывая, что Анастасия (согласно слухам), вполне возможно, сама возглавит комитет после ухода Дмитрия Месхиева, театры в спальных районах – не такая уж и утопия.

Не только Зураб Церетели, но и Марат Гельман некогда анонсировал создание собственного центра современного искусства в Петербурге. Как и в случае с театрами, тему помуссировали – и забыли. В том же Купчино, кстати, готовы пойти навстречу галеристу – если что. «Если Гельман будет рассматривать вариант открытия своего центра на территории Фрунзенского района – мы готовы поднять эту тему, обсудить ее с жителями», - говорит пресс-секретарь районной администрации Кирилл Смирнов.

Религия окраин

Пока интересные культурные проекты появляются и (в большинстве случаев) исчезают – религиозные (именно православные) вовсю претворяются в жизнь. Этому во многом способствует губернаторство Георгия Полтавченко – человека верующего. В СМИ стали чаще появляться новости о возведении храма в том или ином районе.

Например, осенью прошлого года градоначальник продлил действие постановления о строительстве храма Ксении Блаженной на Лахтинской улице (после чего некоторые местные жители вышли на протестный пикет). В декабре правительство Петербурга продлило сроки строительства храма преподобного Серафима Вырицкого в уже не раз упомянутом выше Фрунзенском районе (пересечение улицы Ярослава Гашека и Загребского бульвара). В мае этого года началось возведение храма Святого апостола Андрея Первозванного (первый в России храм рыбаков) на берегу реки Оккервиль. И так далее.

Строго говоря, церкви в Петербурге строили и до Полтавченко – но не столь усиленно. Много дебатов в СМИ и блогосфере в прошлом году вызвала церковь Святителя Мирона, встроенная в жилой комплекс «Зенит» (Приморский район): её-то, собственно, и прозвали храмом «шаговой доступности». Автор статьи, проживая на Гражданке (где Вишневский хочет «прописать» музей Церетели) сама лет 10 наблюдала возведение небольшого храма во имя Сретения Господня (на месте дровяной часовенки, исчезнувшей в блокаду) – аккурат напротив будущего спорткомплекса «Арена» на Муринском ручье.

До московского масштаба (проект по строительству 200 модульных храмов) ни Георгий Сергеевич, ни его предшественники, впрочем, так и не дотянулись. Но программа «по храму на районе» такими темпами будет выполнена.

Культура vs религия

Строительство храмов – безусловно, дело благое. И, быть может, достаточное? В конце концов, религия может взять на себя функцию традиционной культуры: потребность человека в духовности. «Духовная функция храмами не исчерпывается. Отнюдь не все люди – верующие. И отнюдь не все исповедуют одну и ту же религию», - парирует депутат Борис Вишневский, добавляя, что храм не может заменить собой объект культуры – театр, музей, библиотеку или концертный зал.

Нельзя не отметить, что людей, считающих себя православными верующими, в Петербурге всё же большинство (65%, согласно последним данным НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ).

Но депутат, безусловно, прав: в заведениях культуры человек – будь он христианин, мусульманин или атеист – получает гораздо более широкую и разнообразную палитру знаний и эстетических образов. Что гораздо лучше способствует воспитанию чувств и совести, нежели следование догмам и ритуалам.
Что же до децентрализации учреждений культуры – то такая тактика позволила бы выполнить, как минимум, две принципиальные задачи: сделать жизнь обитателей спальных районов куда более интересной, чем она есть сейчас; разгрузить транспортные потоки в центре города. 

share
print