Истории

Как петербургские чиновники любят культуру?

Больше всего о «культурной столице» любят говорить чиновники. Но посещают ли они сами выставки, концерты и спектакли? Сообщения об этом в прессе и на сайте правительства можно пересчитать по пальцам одной руки. «Мой район» выяснил, на какие спектакли ходил в 2012 году вице-губернатор Василий Кичеджи и кто прививает культуру губернатору Георгию Полтавченко.

Сколько внимания петербургские власти уделяют культуре, если считать не в бюджетных деньгах (и кинотеатрах, избавленных от нецелесообразной конкуренции), а в часах и минутах, проведенных за просмотром спектаклей, выставок и фильмов? В отличие от своего коллеги, нью-йоркского губернатора Майкла Блумберга, который регулярно появляется в «Метрополитен-опера», Георгий Полтавченко проводит досуг менее заметным (и может быть, эстетичным) способом.

На сайте правительства Петербурга, где фиксируется каждая незначительная протокольная встреча Георгия Полтавченко, не упоминается, как он посещает значимые культурные события. Губернатор охотно делится впечатлениями от футбола, посещает стадион Петровский, чтобы поздравить «Зенит» с чемпионством. Футбол – это 20 с лишним тысяч на стадионе и миллионная аудитория на ТВ. Театры и выставки – микроскопическая, к тому же снобская аудитория.

  • 1r008_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Георгий Полтавченко. Фото: Сергей Николаев.

  • 1v001_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Георгий Полтавченко. Фото: Сергей Николаев.

  • 1v003_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Георгий Полтавченко. Фото: Сергей Николаев.

  • 1v008_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Георгий Полтавченко. Фото: Сергей Николаев.

  • 1v009_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Георгий Полтавченко. Фото: Сергей Николаев.

  • 1v013_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Георгий Полтавченко. Фото: Сергей Николаев.



Вместо губернатора миссию «окультуривания» петербургской власти выполняет вице-губернатор Василий Кичеджи. Бывший директор тракторного завода в Челябинске курирует в правительстве всю петербургскую культуру. В 2012 году он посетил четыре театральных постановки. В январе – «Кабаре в стиле Э…!» в Театре эстрады имени А.И. Райкина. В постановке участвовали «музыканты, мастера оригинального жанра, клоуны и сам Юрий Гальцев» (цитата по сайту правительства Петербурга). Особенность спектакля состояла в том, что зрителям во время программы предлагали ресторанное обслуживание. В программе было третье отделение – танцы публики под живую музыку. Василий Кичеджи публично усомнился, что такой «праздник души» уместен в государственном театре и поручил главе Комитета культуры Дмитрию Месхиеву проработать вопрос с труппой.

  •  1y001_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: Фото: Юлия Корсакова, специально для MR7

    Источник: Фото: Фото: Юлия Корсакова, специально для MR7

  •  1y002_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: Фото: Юлия Корсакова, специально для MR7

    Источник: Фото: Фото: Юлия Корсакова, специально для MR7

  •  1y004_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: Фото: Юлия Корсакова, специально для MR7

    Источник: Фото: Фото: Юлия Корсакова, специально для MR7

  •  1y005_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: Фото: Юлия Корсакова, специально для MR7

    Источник: Фото: Фото: Юлия Корсакова, специально для MR7

  •  1y007_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: Фото: Юлия Корсакова, специально для MR7

    Источник: Фото: Фото: Юлия Корсакова, специально для MR7

  •  1y009_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: Фото: Юлия Корсакова, специально для MR7

    Источник: Фото: Фото: Юлия Корсакова, специально для MR7



В феврале Василий Кичеджи посетил Академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской. В театре давали «Бурю» по пьесе Шекспира в постановке Александра Морфова. После спектакля руководители театра представили вице-губернатору смету на модернизацию – строительство сцены-трансформера и новое оборудование стоимостью 100 млн рублей (дополнительно к 20, которые уже были выделены). Вице-губернатор пообещал «всесторонне изучить предложение», но пока дело стоит на месте - в Петербурге рекордно дефицитный бюджет.

11 февраля Василий Кичеджи побывал на премьерном спектакле Михайловского театра «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро. Значительную часть аудитории составляли дети младшего школьного возраста. 15 мая Василий Кичеджи побывал на премьере спектакля «Деревья умирают стоя» на малой сцене театра-фестиваля Балтийский дом. Спектакль с острым мелодраматическим сюжетом поставлен по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона.

Где же побывал губернатор Георгий Полтавченко? Начальник протокола Смольного с 1998 по 2006 годы, представитель Ассоциации членов рода Романовых Иван Арцишевский утверждает, что Георгий Полтавченко интересуется культурой в целом и театром в частности. «Супруга губернатора Екатерина Леонидовна – искусствовед, она специализируется на театре и бывает на спектаклях. Например, 8 марта было прекрасное посещение губернатором Государственной академической капеллы. Власть – это техническая служба, обеспечивающая город водопроводом, актеров – зарплатой, поэтому придавать ей политическое значение не стоит. Важнее, если на спектаклях будут появляться интересные люди – актеры, ученые. Мы должны интересоваться такими людьми, а не политиками», - считает Иван Арцишевский. СМИ также сообщают, что Екатерина Полтавченко – лейтенант милиции.

Петербургские чиновники уделяют недостаточное внимание культурным событиям, они должны послать сигнал обществу о значимости культуры, считает писатель и историк Яков Гордин. «Все зависит от индивидуального воспитания. Очевидно, губернатор продолжает традицию культурной среды, в которой он вырос. Футбол – замечательная вещь. На опере человек, который к ней не привык, может и соскучиться, что тут загадочного. Анатолий Александрович Собчак посещал каждый выдающийся концерт в филармонии, все видели его в ложе с правой стороны. Городская власть должна подавать пример хорошего художественного вкуса», - поделился Яков Гордин.

Одной из причин, по которой Георгий Полтавченко не делится с подписчиками эпизодами из своей культурной жизни, могут быть соображения безопасности. В театре досмотр традиционно более легкий, чем на футболе, и прежде чем предупредить журналистов о предстоящем посещении, стоит подумать об ажиотаже, которое вызовет появление высокопоставленного чиновника в зале, и как этот ажиотаж скажется на актерах.

***

Дмитрий Губин, журналист «Огонька» и «GQ»: «В Смольном ныне устраивают производственные перерывы на коллективное богомолье. Полагаю, для Георгия Полтавченко церковь и культура – синонимы. Вряд ли он так был воспитан, это у него новообретенное, как у многих неофитов. Не забудем, что Иоанн Кронштадтский, один из признанных авторитетов православной церкви, искренне считал театр и синематограф порождением чуть ли не диаволовым, а посетителей этих богопоругательных ристалищ - грешниками. Поэтому если для мэра Нью-Йорка ходить на оперу в «Мет» - нормально, то не удивлюсь, что если для Полтавченко то же самое является грехом. Петербург не культурная столица, это миф. Если допустить, что столица – это не кирпичи, а люди, то, с моей точки зрения, средний москвич, я уж молчу про среднего европейца, гораздо более активен в потреблении культуры. Средний петербуржец – это жлоб, для которого главная идея – это урвать свое, отовариться в «Меге», упаковать квартиру, и не подпустить к своей жизни никого чужого. А средний москвич – это раб модных мнений. Модные же мнения подразумевают требования читать определенные книжки, посещать определенные выставки, в рестораны ходить, в театр, по реконструированному Парку Горького гулять... Мода вообще подразумевает открытость. Правда, в Петербурге есть то, чего нет в Москве, - небольшая, но заметная группа интеллектуалов: людей, которые упорядочивают хаос жизни до уровня смыслов. Это люди, которые работают в Эрмитаже, в музеях, в филармонии, в консерватории, в университетах. Они – от Андрея Аствацатурова до Александра Секацкого, от Льва Лурье до Аркадия Ипполитова - образуют довольно влиятельную культурную группу, не имеющую никакого отношения к привычкам круга Полтавченко. Они, да – в «Этажах» и «Ткачах», на джазовом фестивале у Петропавловки и на «Стереолето» на Елагином, они в Мариинском и в книжном магазине «Борхес». У них примерно тот же стиль жизни, что у парижского или нью-йоркского интеллектуала».
 

share
print