Истории

Рецензия: «Темный рыцарь: Возрождение легенды» - резиновые уши и много пафоса

В российский прокат вышел фильм «Темный рыцарь: Возрождение легенды», завершающий новую трилогию о Бэтмене. 4 года назад режиссер Кристофер Нолан убил половину героев, мастерски оборвал все сюжетные нити и оставил зрителя наедине с рядом неглупых вопросов — допустимо ли насилие во имя любви, ложь во благо и маленькое зло на пути к большому добру?

Сиквел барочно усложнен, нелинейность повествования — конек Нолана, и в сюжете разберется лишь тот, кто смотрел предыдущие части. Нарративные приемы хлещут через край — от ничего не проясняющих флэшбеков до лирических отступлений с восточным колоритом. Вначале — полная вермишель, но потихоньку фабула проясняется.

Итак, в конце прошлого фильма Бэтмен (Кристиан Бэйл) взял на себя все грехи Готэм-сити и отошел от дел. Треть экранного времени он депрессует в замке, треть - томится в тюрьме, а пока супергерой бездельничает, город захватывает суперзлодей. Громила Бэйн (Том Харди) не боится боли, видит в темноте, ходит в шикарной дубленке и толкает псевдолевые идеи в духе Шарикова, а армия его приспешников разъезжает по заснеженным улицам на краденых бэтмобилях. Тем временем 3 тысячи честных полицейских хлебают супчик, заточенные под землей, а болезненный комиссар Гордон (Гэри Олдмен) лежит под капельницей. Зло торжествует.

Концепция революционна:  «Темный рыцарь: Возрождение легенды» -   супергеройский фильм без супергероя. Он про грустного мужчину средних лет - Брюса Уэйна, а не про крутого парня - Бэтмена. Протагонист дерется лишь четырежды,  дважды го няет на вертолете и один раз на Бэтподе, а чаще, сняв шутовской костюм, рассуждает, что же он сделал не так.

Кристофера Нолана называют голливудским мастером тонкой психологии — это значит, его герои много переживают, прежде чем убить или быть убитыми. Однажды он объяснил облик Бэтмена детским страхом летучих мышей, смешал попсовый психоанализ с восточной философией и был объявлен интеллектуалом. У Джокера трудная юность? Бэтмен нерешителен, как советский интеллигент? Оригинально, здорово, но усложненность мотиваций работала, пока сохранялась сказочная канва, пока фильм оставался комиксом.

В новом «Темном рыцаре» нет таинственного Готэм-сити — есть унылый неотфотошопленный Манхэттен. И жители его — не сочные картинки из комиксов, а простые американцы. На фоне слишком прозаичного  Нью-Йорка резиновые уши Бэтмена нелепы, наркотическая маска Бэйна  — бессмысленна, а костюм женщины-кошки отсылает не к супергероизму, а к публичному дому. Задумка была — сгустить психологию до появления у супергероев внутреннего мира, а вышло наоборот: как будто взрослые, скучные люди решили поиграть в Бэтмена и друзей. В первом «Темном рыцаре» Нолан нашел золотую середину, а тут переборщил: окончательно вынул из истории сказочный скелет и вся конструкция растеклась жижей: по меркам суровой реальности герои откровенно инфантильны.

Бэтмен много колеблется, но ничего не решает - лишь  корчится под ударами судьбы. И Нолан нагнетает драматизм чисто внешними приемами, недостойными большого режиссера. Ломкий мальчишеский голос поет гимн Америки — бабах, взрыв. Темные фигуры шагают по тонкому льду — бабах, взрыв. Хороший полицейский Блейк (Джозеф Гордон-Левитт) грустно рассказывает, какой он сиротинушка, бабах... ну, вы поняли. И все под однообразно-готическую музыку Ханса Циммера.  Пустопорожний пафос.

Достойны ли грешные жители Готэма спасения («Бэтмен: Начало»)? Допустимо ли зло во имя добра («Темный рыцарь»)? С конфликтом у Нолана всегда был порядок. Но в заключительной части трилогии конфликт отсутствует, а единственный вопрос, который хочется задать при просмотре  — когда же наконец появится Женщина-кошка (Энн Хэтэуэй)?

О, эта изящная воровка в черном латексе — украшение картины.   Она частично восполняет нехватку Джокера и на правах главного трикстера заставляет забыть о чересчур проникновенных голосах остальных героев.  У нее,  к счастью, нет слезливых монологов, у нее никто не умер, поэтому она лишь крутит бедрами, цокает каблуками и на мгновение возвращает фильм к первобытной невинности комиксов DCl.  Вторая находка фильма  -  злодей Бэйн, персонаж, сыгранный одним голосом, но в русском дубляже великолепных интонаций Тома Харди не слышно, и говорить не о чем.

Еще недавно критики хором радовались: Нолан - надежда Голливуда, Нолан поднял фильмы-комиксы на недосягаемую высоту... Но эту высоту он не взял. Оказался достаточно умен, чтобы разрушить стандарты комикса, но недостаточно - чтобы наполнить жанр новым смыслом.  И мы остаемся на руинах  -  «Стального человека» Зака Снайдерса ждать еще целый год, и продюсером там, кстати, тот же Нолан.

Грандиозный финал грандиозной эпопеи? Самый интеллектуальный боевик в истории? Так задумано. Вышло - претенциозное нечто длиной почти 3часа. Очень, очень жаль.

  • TASS_3454782.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454783.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454784.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454786.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454787.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454788.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454789.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454790.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454791.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454795.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454796.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454798.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454800.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_3454799.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» ( The Dark Knight Rises)

Режиссер:Кристофер Нолан

Авторы сценария: Кристофер Нолан, Дэвид С. Гойер, Джонатан Нолан

Оператор: Уолли Пфистер

В ролях: Кристиан Бэйл, Гэри Олдмен, Энн Хэтэуэй, Том Харди, Морган Фримен, Марион Котийяр, Джозеф Гордон-Левит и др.

РАБОТА ОПЕРАТОРА: 8

СПЕЦЭФФЕКТЫ: 7

РЕЖИССУРА:6

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 6

СЦЕНАРИЙ: 3

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:  Энн Хэтэуэй в роли Женщины-кошки

share
print