Десять необычных идей для бизнеса в Петербурге
От локального интернет-магазина до электромобиля и космического корабля - «Мой район» выяснил, на чем можно будет заработать деньги в Петербурге через несколько лет или даже прямо сейчас.
В поисках идеи для бизнеса обращайте внимание на проекты, которые будут востребованы в будущем. На раскачку нового бизнеса может уйти 3 года – за это время технологии, которые сегодня считаются вершиной прогресса, отправятся в утиль, и вы так и не сможете догнать конкурентов (если речь идет не о производстве молотков или туалетной бумаги). Поэтому смело заимствуйте идеи с Запада – от американских, европейских, японских коллег мы отстаем как раз на 3 года.
1. Локальный бизнес – «третьи места» и интернет-магазины
Бизнес в спальных районах – это не обязательно магазин 24 часа. А местный потребительский потенциал не ограничивается публикой, которая околачивается напротив магазина. Так почему за интересными покупками и впечатлениями нужно ездить в центр? Тренд последнего времени – это создание локальных «третьих мест» - пространств для учебы, деловых встреч и работы в спальных районах.
«Креативные пространства типа «Этажей» были местом для избранных, - говорит генеральный директор образовательного центра «Дом Бенуа» Кира Тайманова. - Сейчас они выходят на масс-маркет, предлагая все больше альтернативных способов провести время: игры, кинопоказы, кафе, ярмарки, фестивали, концерты, семинары, образовательные программы».
«Третье место» «Факел» действует во Фрунзенском районе при поддержке местной администрации. В октябре 2012 года в Московском районе откроется пространство «Скороход», также в формате частно-государственного партнерства. «Факел» и «Скороход» выполняют функции современного дома культуры, объединяя под своей крышей представителей креативного класса, живущих в данном районе.
Интернет предоставляет прекрасные возможности для локального бизнеса. Подобное можно услышать о чем угодно, и почти всегда услышанное - правда. Воспользуйтесь изюминкой своего района. Возможно, через несколько лет по всей Европе будут заказывать именно ваши яблочки, выращенные в Курортном районе, «родине неповторимого вкуса яблок».
В интернет-магазинах уже сейчас можно найти уникальные товары местного производства. Хозяйка кофейни Coffee Station Людмила Иванова приводит пример: «Я была совершенно поражена, обнаружив магазин бразильского нижнего белья для мужчин с использованием кружев!».
2. Сервисы быстрой доставки и виртуальные магазины по дороге домой
Оформив заказ в интернете, мы ждем его прибытия днями, неделями и даже месяцами. Британский ритейлер Maplin Electronics обещает доставить любой товар за 90 минут. «Этот принцип довели до совершенства в Японии, - рассказывает Людмила Иванова. – На станциях метро действуют виртуальные магазины. Клиент фотографирует QR-код товара с помощью смартфона, оплачивает электронными деньгами, а когда приезжает домой, – обнаруживает покупку в почтовом ящике». Поясним, что такого рода услуга актуальна, если склад виртуального магазина базируется в вашем городе: за полтора часа привезти какой-нибудь макбук, допустим, из США никто, к сожалению, пока не научился.
Петербургский метрополитен наверняка откажется размещать виртуальные магазины, мотивируя это «колоссальными расходами по эксплуатации». Но стоит обратиться в наземный транспорт. Там придумали альтернативу ночному метрополитену, и виртуальные магазины тоже не за горами.
3. Кооперация с потребителем
«Главное, чтобы идея не ушла к конкурентам», - так думали жадные транснациональные компании и разрабатывали свои товары в секретных лабораториях. Новая концепция общения с потребителем – максимальная открытость и сотрудничество.
Каждый может оформить этикетку, например, для американской газировки Jones и получать за это процент с продажи. Компания принимает любые изображения - от фотографий домашних питомцев до концептуального современного искусства. Жертвуя узнаваемостью на прилавках супермаркетов, она зарабатывает верных потребителей и коллег.
Производитель кроссовок Converse пошел дальше: разместил инструменты для виртуального дизайна на собственном сайте. Можно выбирать монохромные цвета и принты, причем с внутренней и с внешней стороны стопы ваша обувь будет выглядеть абсолютно по-разному. Ждать посылку с кедами из Соединенных Штатов придется 3-4 недели, так что если бы подобная идея была реализована непосредственно в Петербурге - она, вероятно, пользовалась бы популярностью.
4. Совмещение несовместимого
Поход по магазинам превращается в досуговое мероприятие – часто там можно обнаружить мастер-классы по приготовлению блюд и варке кофе.
Тренд, который вот-вот дойдет до Петербурга: в магазинах одежды покупателей будут консультировать стилисты и парикмахеры. К новой рубашке можно будет приобрести специально подобранную по стилю салатницу. А из ресторанов – уходить вместе с мебелью, если она вам понравилась. Говорят, что в одном из магазинов в Нидерландах продавец подбирает фрукты к виниловым пластинкам, и наоборот.
5. Нишевые магазины
Магазины для всех не вызывают симпатии ни у кого. Почему же в таком случае не открыть торговый центр только для мужчин? Там можно было бы поиграть в бильярд, посмотреть спортивные соревнования и выпить виски прямо на торговой площадке. В Японии действует сеть супермаркетов для пожилых людей: ценники там большие, полки низкие, а консультанты вежливые и разговаривают медленно.
6. Кто использует технику, а не заказывает ее?
Кто выбирает программное обеспечение, которым пользуются сотрудники «Сбербанка» или любой другой крупной компании? «Разумеется, сотрудники IT-отдела, – отвечает основатель креативного пространства «Зона действия» Юрий Лифшиц. - Поэтому корпоративный софт очень неудобный и редко обновляется. Спрашивается, почему производители софта должны работать с теми, кто этим софтом не пользуется?». Новый тренд – «консьюмеризация в энтерпрайзе»: это когда бета-версию продукта предлагают работникам компании, а они потом обращаются в IT-отдел с просьбой купить его.
7. Программное обеспечение в новых сферах
«Нужно найти сферу, где программное обеспечение занимает 1% рынка, уже через несколько лет доля увеличится до 10%! - продолжает Юрий Лифшиц. - Специальным службам и крупным компаниям нужны стартапы, которые обрабатывают феноменальные объемы данных: все клики, все покупки «Пятерочки», все разговоры МТС. Большую популярность приобретает программное обеспечение для детей. Мы пользовались компьютером с 10 лет, сегодня дети могут пользоваться планшетными компьютерами с 2-х лет. Им нужны специализированные приложения – по арифметике, грамотности, музыке. Если кому-то удалось создать приложение для лягушки, то и для младенца не составит проблем».
8. Эксперименты с интерактивными платежами и сенсорами
«Технология NFC («коммуникация ближнего поля») может быть использована для платежей с помощью мобильного телефона, - рассказывает вице-президент по мобильным разработкам компании DataArt. – Вы просто подносите мобильный телефон к считывающему устройству, и с вас снимают деньги и поездки на транспорте». В московском метрополитене, к слову, такая система уже действует.
В недалеком будущем смартфоны можно будет использовать и для изменения окружающего пространства в реальном времени. Например, глядя в зеркало через экран устройства, можно будет как бы примерить костюм из интернет-магазина. Также можно будет узнать, поместится ли шкаф, который вы покупаете, в отведенное для него пространство в комнате.
9. Компьютер, который мы носим на теле
Важный тренд – это компьютер, который мы носим на теле. Один из таких проектов – Google glasses. Компьютеры встраиваются в часы, кеды и даже наше собственное тело. В более отдаленном будущем аккумуляторы этих устройств будут заряжаться от работы человеческого тела и энергии окружающих людей по принципу торрента! Насколько это безопасно, судите по видео.
10. Крупные стартапы
«Раньше можно было прийти к инвестору и предложить профинансировать небольшое приложение, но сейчас это никому не нужно, - рассказывает Юрий Лифшиц. – Инвесторы просят крупные проекты, поэтому лучше всего сейчас продать свой стартап и инвестировать в создание корпорации, занимающейся космическими полетами, электрическими автомобилями и робототехникой».
Крупный стартап начинается от 10 миллиардов долларов - это как стоимость десяти «Яндексов». Так что на первом этапе лучше вернуться к идее локального интернет-магазина.