Город

Велодорожки Петербурга оценили в миллиард

На днях московский НИИ автомобильного транспорта получил от петербургского КТТП очередной пакет поправок, которые предстоит внести в Концепцию создания сети велодорожек в Петербурге. Права на создание Концепции НИ АТ выиграл по конкурсу еще полгода назад. В феврале план был представлен – но тут же снискал немало критики. Теперь создание велосети в очередной раз отложено, и к намеченному ранее сроку – 2015 году – разработчики и строители могут не поспеть.

Почему проект завис

Сотрудники НИИ говорят, что это не из-за них. Просто нынешняя петербургская власть потеряла интерес к проекту (конкурс был запланирован, вот его и провели). Поскольку в других городах такой работы еще не проводилось – Петербург был пионером – а использовать международный опыт в наших реалиях трудно, можно в любой момент зарубить проект, поскольку он необкатанный и малоизученный.

В Петербурге еще в начале 2000-х предпринимались попытки нарисовать схемы велодорожек, но все они почему-то соединяли между собой парки, а не спальные районы с деловыми.

- В первый раз нам зарубили проект, потому что сеть велодорожек охватывала окраины и почти не вела в центр, - Значит, исконно транспортное значение этого проекта терялось, - говорит автор концепции, директор научного центра "Экологическая безопасность и устойчивое развитие транспорта" НИИ транспорта Юлий Кунин. – Потом мы разрабатывали поправки вместе с велосипедной общественностью Питера. – Нарисовали новую схему. Я хочу отметить, что концепция – это очень предварительный этап. У нас даже четкой схемы нет, где какие дорожки, а есть только направления. Где-то дорожку сделать будет легко, потому что есть бесхозный тротуар, на котором остается только нарисовать разметку. Где-то надо обновить асфальт, где-то проложить полноценную трассу, но мешают коммуникации. В общем, работы еще очень много, потому что нужна детальная инженерия на каждом участке.

По словам Кунина, велодорожный проект так долго не приживался в Петербурге из-за того, чтобы было непонятно, какой комитет должен его курировать. Каждый из комитетов гнул свою линию, хотя это тоже правильно: следует учитывать все мнения. Когда маршрут велодорожки идет по трассе, им занимается комитет по транспорту. По тротуару – и вот уже в силе Комитет по благоустройству. По парковой зоне – озеленители. Когда к работе привлекли комитет по физкультуре и спорту, был риск, что в городе появятся несколько скоростных спортивных маршрутов. «На самом деле в этой работе появится смысл, когда ее от начала до конца будет курировать комитет по транспорту, - говорит Кунин. – Или как ваш комитет по транзитной политике. Хотя у вас его, кажется, упраздняют. Значит, проект может опять зависнуть».

Как надо сделать

Наиболее заинтересованные лица – петербургские велосипедисты – к схеме, предложенной москвичами, отнеслись спокойно и выдали на-гора свою. «Социально активные велосипедисты выдали свою концепцию велодорожек, - отметил активист клуба «ВелоПитер» Павел Семенов. - Основной упор делается на три момента:

Во-первых, смычка рекреационных зон и транспортных веломагистралей, так как среднестатистический велосипедист, когда видит знаки "движение на велосипеде запрещено", установленные в конце велодорожки, не спешивается, а пересекает пешеходные переходы в седле, что очень опасно. Ведь на пешеходном переходе поворачивающий водитель ожидает увидеть человека двигающегося с пешей скоростью, и рассчитывает свой скоростной режим, ориентируясь на медленных пешеходов. Он может не успеть среагировать на неожиданно вылетевшего под колёса велосипедиста. У дорожки на проспекте Луначарского, где есть два двухсотметровых разрыва на пересечении с Гражданским и Светлановским проспектами,это можно видеть каждый день, хотя до несчастных случаев пока не доходило.  Чтобы не провоцировать велосипедистов на опасные нарушения, в таких местах будут установлены велосветофоры, скорее всего велосипедный и пешеходный, потоки будут разделены для удобства обеих групп. Для водителей поставят знак «пересечение с велодорожкой».

Во-вторых, нужны транзитные веломагистрали из центра в Центр-спальные районы, которые помогут велосипедистам быстро и без проблем добраться до центра города, минуя пробки. Ведь гораздо удобнее долететь по прямой за двадцать минут из Купчино в центр, а потом еще 15 минут неспешно ехать по необорудованным велодорожками улочкам центра в общем потоке, чем иметь спальный район покрытый густой сетью велодорожек, а до центра плестись в общей пробке час с лишним.

В-третьих, выезды за город. К сожалению, с постройкой кольцевой автодороги жители города, в том числе и велосипедисты, оказались практически отрезаны от лесопарков Ленобласти, и вынуждены выбираться за город или в забитых электричках (что с велосипедом или туристическим рюкзаком не очень-то удобно), или в миниатюрных маршрутках (куда с велосипедом вообще не попасть), или "кротовыми норами" под кольцевой автодорогой (например в районе Ржевки, чтобы попасть в область, велосипедисты, насколько мне известно, пользуются ливнестоком под КАД). Профессиональные спортсмены рискуют проезжать многоуровневые развязки в Шушарах или Колтушах, а что делать тем, кто выбрался в семейный велопоход с детьми? Возьмём, к примеру, посёлок Бугры - туда ведёт двухполосное шоссе под КАД без пешеходных дорожек. Зимой обочины покрыты сугробами 2-3 метра, и пешеходы с велосипедистами – да, зимой тоже ездят на велосипедах - которые хотят попасть в город вынуждены рисковать жизнью на обледенелой трассе среди машин. Такая же ситуация и в Девяткино: там чтобы добраться до тротуара ведущего к неосвещённому пешеходному подземному переходу под КАД, который не оборудован даже пандусом для колясок, приходится идти несколько десятков метров по узкой обочине навстречу потоку автомобилей, летящих за город, перед этим перейдя по нерегулируемому пешеходному переходу. Если все эти проблемы устранят: поставят знаки, обеспечат проезд с окраин в центр и выезд в область, проект можно считать удавшимся.»

Сколько будет стоить

В настоящее время в Петербурге 20 километров велодорожек, из них большая часть – в Купчино и еще одна, трехкилометровая, вдоль Муринского ручья. Широкие тротуары на набережных велодорожками считать нельзя, но, по информации «Моего района» именно у них есть шансы стать первыми велодорожками в центре, да еще и межрайонными. Понятно, что к 2015 году всю запланированную сеть проложить не успеют, но начать обещают с набережных. Один квадратный метр велодорожки с учетом постройки и проектирования стоит 50-150 тысяч рублей, в зависимости от того, что там было раньше.

По подсчетам аналитиков, один километр велодорожки – если для нее требуется только заменить и разметить асфальт – обойдется в 672 рубля за квадратный метр. Соответственно, дорожка длиной в 15 км – скажем, от Володарского моста до Петропавловской крепости – будет стоить городу 10 миллионов. Но метровая дорожка – это несерьезно. Нормативов в России, считай, нет, есть пожелания: дорожка должна занимать полтора метра в ширину. Итого – 15 миллионов. Добавим к этому 4 светофора (норма – примерно один светофор на 4 км) – это еще полмиллиона. Дорожная разметка (100 рублей за километр) – полторы тысячи. Освещение – 4800 рублей за погонный метр. Это очень дорого, гораздо дороже асфальта. Поэтому его считать не будем.

Резюме. Даже существующая, просто облагороженная дорожка обойдется городу в гигантскую сумму, если подходить к ней с европейским стандартом. Учитывая колоссальные затраты на освещение, их все-таки лучше прокладывать не в чистом поле, а там, где кипит жизнь и уже есть фонари.

Расценки для «чистого поля» совсем другие. Подстилающий слой плюс асфальт. Газон, дорожные знаки, светофор и разметка. 4000 рублей за погонный метр. Озеленение – дерево через каждые 6 метров или кустарник через каждый метр – еще три тысяч. Освещение – 4800. Обслуживание дороги с помощью уборочной техники (с разбивкой на весь год) – 1300. Поскольку озеленение, подстилающий слой и главное – фонари, требуются не везде, некоторые цифры разработчики уменьшили на коэффициент – 0,4. Зато обслуживание посчитали сразу на 4 года вперед. Итого. Дорожка шириной в полтора метра обойдется городу в 11 тысяч за один погонный метр. А всего их городу требуется порядка 100 километров. Миллиард рублей.

В той же концепции обстоятельно объясняется, почему эксплуатировать велосипед – да еще в хороших условиях, а не посреди автотрассы – выгодно для здоровья горожан и как следствие – для города. В частности: городская медицина тратит 3 млрд в год на лечение больных с инсультом. А при здоровом образе жизни их могло быть меньше.