Истории

Как я четыре дня работала официанткой на ПЭФе

Закулисье: корреспондент «МР» четыре дня работала официантом на Международном экономическом форуме — самом пафосном событии года в Петербурге.

Предложение в соцсети «подработать официанткой на Sensation или ПМЭФ» пленило своей простотой. Не верилось, что это возможно. Аккредитация СМИ на Международный экономический форум занимает 2 недели. А тут — за 5 дней до форума? — официанткой? И главное, требований никаких.

По оставленному номеру ответила барышня, попросила прислать паспортные данные и фото на почту: «Вам перезвонят». Перезвонили сразу. Некто, назвавшийся Сергеем, спросил о санитарной книжке: «Если есть — хорошо, нет — что-нибудь придумаем. Приходите за аккредитацией».

Дама на вахте бизнес-центра понимающе улыбалась. Мелькнула мысль: а вдруг под видом официанток нанимают проституток?! (Источник из этой сферы сообщил, что спрос в дни форума вырастает в несколько раз.) Покрывшись румянцем, захожу в офис. В одном углу гора коробок с надписью: «ПМЭФ», в другом — столы с компьютерами. «Проходите. Фамилия? Санкнижка есть?». — «Нет». — «Лучше, чтоб была». — «И опыта работы нет». — «На месте научат», — отвечает мужчина.

19 июня

Инструктаж

Меня записали в журнал, выдали бейдж с фото и пропустили в выставочный комплекс Ленэкспо. «Найдете там Марину или Лену, они скажут, что делать».

К пятому корпусу пристроили шатер с рестораном. Три обеденных зала с видом на залив — мое временное пристанище на 3 дня форума.

Марину удалось найти не сразу. Она бегала по всему шатру: «У нас больше всех народу и меньше всего сделано!». «Из соседнего зала воруют наши приборы!» — жаловалась девочка. «А вы у них воруйте».

Маленькая брюнетка носилась со списками. «Ага, Перова, идите помогайте девочкам». — «Что делать?» — «Ну, найдите себе работу...». Кто-то на бегу вручил мне утюг.

Наглаживая скатерти, девочки делились опытом: «На прошлом форуме мы так же гладили, слышим — что-то пищит. Стали искать. Открываем коробку — а там воробьи! Хотели выпустить, администратор говорит: «Их все равно отстрелят». Прикиньте! Их отстреливают, чтобы на стол не садились к гостям».

«Живодеры!», — возмутилась добрая душа с фиолетовыми волосами. Из-за цвета волос ей потом пришлось работать не в зале, а на кухне.

С миром общепита меня знакомила Оля — профессиональная официантка. «В общепит если втянешься — то уже не выбраться… — предупреждала она. — Все знакомые оттуда, и вся жизнь в нем». Или: «С кухней лучше не ссориться. Вот моя администраторша однажды поругалась с поварами. И они ей подсыпали в суп пурген».

После глажки началась сервировка. Ее организация поражала. Администраторы могли в любой момент сказать: «Эй, ты, найди 30 десертных вилок, принеси в первую зону и разложи, где не хватает». Эти приказы можно было передавать другим, пробегающим мимо людям, которые понятия не имели, кто ты. «Быстро найдите утюги и отутюжьте столы вдоль окна — они виповские — здесь все должно быть идеально. Проверьте стекло!» — за эти команды «в воздух» кто-то должен был зацепиться.

Самое странное, что столы при этом все же накрывались, сервировались, и зал превращался в банкетный.

На общем сборе администратор Ирина сообщила, что завтра состоится первая «кормежка». «Будут кушать примерно 200 человек — участники молодежного форума. Это для нас как репетиция, — говорила Ирина. — Они попроще, молодежь, понаехавшая со всей России, которая дорвалась до большого события. Так что сильно не запариваемся, но стараемся! А теперь — все по домам, сейчас пойдут омоновцы с собаками — проверять на взрывчатку».

19 июня. Вечер

Санкнижка

«Все у кого нет санкнижки, записывайте телефон! — сказала администратор Марина на вечерней переписи. — Имя не помню, но я сама у него месяца три назад делала — быстро и качественно. Скажите, что от меня — стоит 1 тысячу 400 рублей».

Через полчаса у «Приморской» мужчина в «Рено» открыл дверцу: «Вот книжка, в конверте инструкция, — тут же вклеил мою фотографию и голограмму, поставил печать. — После того, как заполните этот лист, наклейте ламинированную пленку. На печатях поставьте подписи и даты, удачи!». И уехал.

На форуме книжку у меня не спрашивали ни разу. Однажды, правда, прошел слух, что «едет СЭС». У некоторых официантов санкнижки были просрочены или вообще отсутствовали. Чтобы не попасть на глаза инспекторам, они переоделись в светскую одежду и превратились в участников форума.

20 июня

Путин и Басков

В 10:00 девчонки уже гладили выданные кителя. Мне кителя не досталось — пришлось работать в блузке.

Вчера, на вечернем совещании, администратор Ирина строжилась: «Вы должны быть чистенькие, отглаженные, волосы прибранные, с незаметным макияжем! Не так, как в ночной клуб. Юбки — классические. Никаких мини! И пожалуйста! Я сегодня видела, что некоторые пришли в чулках... Никаких чулок! Я лично каждой завтра под юбку загляну. Нет, я все понимаю — один раз сверкнул, и можно уйти в компании «випа»… но если я хоть кого-то завтра увижу — будете работать в кухне или на «бэке».

«...Говорят, сегодня Путин приедет», — во время глажки девочки обсуждали «випов». «А я недавно работала у Баскова и Сюткина, — рассказывала блондинка Катя. — Сюткин - ничего! Басков тоже понравился, только маленький какой-то. Но подтянутый. Странно, они же на  банкетах постоянно торты едят…».

За час до прихода гостей всех официанток заставили натирать бокалы. Некоторые девочки, если бокалы не оттирались, незаметно слюнявили их языком.

Администратор Ирина провела стремительный инструктаж: «Вот «бэк»,  — она показывает на задрапированную шторами подсобку для грязной посуды. — «Станции» — столы, где лежат чистые приборы, салфетки, хлеб. Если стол требуется перенакрыть — все берется со «станции».

В 12:00 — собрание. Напутствие дает «главный по тарелочкам» — немец, говорящий по-русски, которого все называют Фридман. «Если администратор сказал, что за этим столиком сидит вип-вип-вип!!! — то мы делаем для них все, что попросят!  — говорит Фридман. — И улыбаемся!».

Официантам велят строиться на кухне — будут распределять по зонам.  Я попала в «виповскую». Опытные официанты могли носить сразу по три тарелки на руке и перегибаться через гостя так, чтобы не задеть его. Зато меня ценили за владение английским и звали обслуживать иностранцев.

«Для тех, кто не знает английский, — на дверях кухни висит словарь распространенных фраз! Идите и учите!», — назидала Ирина. Белобрысый студент Иван, матерящийся через слово, честно пытался учить. На вопрос: «Можно, мы соединим столы?», отвечать надо было: «Just a minute. I will know». «Кноу?» — спрашивает Иван. «Нет, — говорю, — «к» не читается». — «...».

Я произвела хорошее впечатление — меня и опытную Антонину из Казани поставили обслуживать Фридмана с друзьями.

21 июня

Девочка с булками

Официантов меньше, чем вчера — многие работали ночью и теперь отсыпались. «Интересно, а где новички? — спрашивал один администратор другого. — Сергей обещал 200 человек…». Сегодня ожидалось около 2 тысяч гостей. Каждый столик предстояло накрыть трижды.

Администраторы делили коллектив. «Она неопытная, а у меня там официанты, которые министров обслуживали». Администратор Гена отстаивал мою персону: «Я ее в лицо знаю», — и уже мне: «Будешь разносить хлеб». Так я стала «девочкой с булками». Даже льстило.

Пять часов пролетели как мгновение. На кухне, жужжащей как муравейник, повара уже забыли про резиновые перчатки. На «бэках» голодные и уставшие официанты перекусывали остатками с тарелок гостей.

В тот день у нас отобедал министр иностранных дел. Для него был приготовлен столик на 8 персон. Обслуживать стол принялись сами администраторы. Они проверяли каждое блюдо. Сбежались все: от директора нашей компании до главного по питанию на форуме.

Министр и компания сняли пиджаки и сидели около часа. Для них принесли вино, блюда, которых не было в меню. Меня с хлебом не подпустили.

22 июня

Полтавченко

К обеду ожидались важные персоны — правда, никто не говорил, какие. Зарезервированные столы — у окошка, с видом на военные кораблики — нужно было свирепо охранять.

Когда за стол с табличкой Resereved сели японцы, официанты получили строгий выговор. «Японцам плевать, они вечно садятся, куда им хочется», — жаловался официант Костя.

Позже стало понятно, почему к столику было столько внимания, — за него сели Георгий Полтавченко и свита. Большинство официантов его не узнали — откуда приезжим из Казани знать петербургского губернатора? Мне разрешили поднести хлеб. Тут я столкнулась с проблемой. Есть жесткое «правило открытой руки». Подавать блюда и класть хлеб нужно с правой стороны от гостя. Справа от Полтавченко было окно и пальма. Мне пришлось буквально из листьев пальмы, заставив губернатора откинуть корпус назад, положить ему булочку на пирожковую тарелку. Губернатор поблагодарил.

На этом мое участие в обслуживании «випов» закончилось. Где-то в нашем зале был космонавт Леонов, обедали Чубайс и Греф, Фрадков и Гергиев, но они проскочили мимо моих булок.

Официантам на этот раз досталась и утка горячего копчения, и стейк из лосося. «Девчонки, а не знаете, где вино прячут? Надо ж хоть что-нибудь отсюда вынести», — суетилась коллега с охапкой роз, оставшихся от банкета .

На выходе меня спросили: «Не хотите еще на саммите АТЭС поработать?».

Все довольны

У компании Irecom, отвечавшей за питание в пятом корпусе, большой послужной список: от ПМЭФ до ужина в Женеве, посвященного вступлению России в ВТО. «Irecom выводит процесс организации массового питания на качественно новый уровень и меняет сложившееся представление о нем в принципе», — сообщается на сайте.

На вопрос, как все прошло, сотрудник пресс-службы ПМЭФ Ирина Скатова ответила кратко: «Нареканий не было». В Комитете по экономическому развитию тоже всем довольны.

По словам Галины Дмитриевой, начальника отдела по надзору за питанием населения Роспотребнадзора, во время форума жалоб на организацию и качество питания от гостей не поступало. Однако проверка Роспотребнадзора 22 июня показала, что компания «Карамель Кейтеринг», несмотря на временный запрет деятельности (6 случаев острой кишечной инфекции среди питающихся на выездном мероприятии 15 июня), обслуживала участников форума в 4-м корпусе.

Форум в цифрах

5347 участников

1018 российских бизнесменов

942 иностранных бизнесмена

157 глав иностранных компаний

447 глав российских компаний

78 человек из рейтингов журналов Forbes и Fortune

share
print