«Фестиваль фестивалей»: какое кино смотреть в Петербурге
В Петербурге без шума и почти без рекламы проходит «Фестиваль фестивалей» – некогда самый большой неконкурсный показ хорошего кино в России. С годами мероприятие потускнело, но все равно есть что посмотреть. Увы, организаторы не озаботились ни нормальным сайтом, ни полноценной афишей на нем, ни рекламой. «Мой район» исправил это упущение и составил сводную афишу «Фестиваля фестивалей».
Фестиваль проходит на четырех площадках. Все посмотреть не получится: показы одновременные.
ЦСИ – Центр современного искусства им. Курехина (Средний проспект В. О, 93). Здесь в рамках «Фестиваля фестивалей» будут крутить шедевры немого и раннего звукового кино.
«Чайка» - киноцентр «Чайка» (Купчинская, 1). Здесь будет проходить ретроспектива фильмов Ларса фон Триера.
ДК - Дом кино (Караванная, 12). Здесь показывают основную программу – фильмы, засветившиеся на фестивалях последних двух лет. В Синем зале – короткометражки, в Большом – фильмы полного метра.
Еще одна площадка - киноцентр «Каскад» (Царицынская, 2). «Мой район» не включил его в афишу – во-первых, он в Петергофе, а во-вторых, там идет ретроспектива чешского кино 60-70 годов. Это для самых хардкорных фанатов арт-хауса. А они уже наверняка сами давно решили, что из чешской программы им посмотреть, а что - нет.
Полную программу фестиваля смотрите ТУТ
Программа «Фестиваля фестивалей»: выбор «Моего района»
26 июня, вторник
18:10, ДК. «Малер на диване» (2010). Правильный перевод – «кушетка», а не «диван». И не простая кушетка, а психоаналитическая. В начале 20 века Вена - столица мрачной и бессмысленной Австро-Венгерской империи, и в то же время один из самых передовых городов Европы с самой высокой концентрацией знаменитостей на квадратный метр. Великий композитор Густав Малер ищет спасения от семейных неурядиц на кушетке у великого доктора Фрейда...
19:30, ЦСИ. «Восход Солнца» (1929). Самый успешный продюсер США (Уильям Фокс) пригласил самого перспективного режиссера Европы (Фридриха Мурнау) снять в Америке экспрессионистский фильм. От Голливуда - классический любовный треугольник, от Европы - герои без имен, странные эмоциональные реакции и искаженные пространственные пропорции. Золотая статуэтка «За выдающиеся постановочные достоинства» - на самой первой церемонии вручения премии «Оскар».
27 июня, среда
17:30, ДК. «Клуб безбашенных» (2010). Действительно был такой клуб – в 80-е в ЮАР, в самый разгар апартеида. Четверо отличных южноафриканских журналистов (а может – просто адреналиновых наркоманов) добывали самые крутые фото и самые острые репортажи прямо из сердца ночи. Они снимали, как белые и черные убивают друг друга. Фильм - полудокументальная история четырех безбашенных профессионалов.
19:30, «Чайка». «Антихрист» (2009). Визуально – это самый жестокий фильм Ларса фон Триера. Не всякий зритель вынесет, когда в кадре отрезают клитор ножницами, крупным планом. Сюжетно – это самый попсовый его фильм. Женщина-ведьма, мужчина-мученик, мертвый ребенок, маленький домик в лесу – все признаки китча. Но Триер остается на грани. Он ироничен и скептичен, как всегда, и объект иронии и скепсиса – мужское мышление.
28 июня, четверг
19.30, ЦСИ. «Сломанные побеги» (1919). Дэвид Гриффит снял остросоциальную драму в те времена, когда слово «кино» еще было синонимом слова «порно», а в крохотных залах крутили комедии про толстяков, потому что другой кинопродукции не было. Режиссер поднял темы, по тем временам немыслимые - трудовая миграция и семейное насилие. За это и остался в истории кино.
19.30, «Чайка». «Догвилль»(2003). Наименее титулованный, но самый удачный фильм Триера – с точки зрения самого режиссера. Традиционная актерская игра в подчеркнуто условном пространстве. Трехчасовая лаборатория насилия, исследование цепной природы зла: фильм о том, почему угнетаемый сам становится угнетателем.
29 июня, пятница
16.40, ДК. «Обезьянки» (2011). Лиза Ашан – новая звезда остросоциального шведского кино. Продолжательница дела Лукаса Мудиссона, который после гениальной «Дыры в моем сердце» ушел то ли в запой, то ли в совсем уж неудобоваримые эксперименты. «Обезьянки» - молодежная драма про школьниц, взросление и опять-таки про насилие. Скандинавы без этого никуда.
19.30, ЦСИ. «Шанхайский экспресс» (1932). Сейчас такой фильм назвали бы триллером. А может и роад-муви. Но во времена Йозефа фон Штернберга система жанров только формировалась, поэтому он просто брал и с удовольствием снимал свою жену. На экране - легендарная Марлен Дитрих, в роли лучшей проститутки Китая Лили.
30 июня, суббота
18.00, «Чайка». «Меланхолия (2011). Последний фильм Триера – клинически точный, безумно красивый и очень взрослый, напрочь лишенный провокативных элементов. Расхожая мысль: когда умирает человек – умирает целый мир. У Триера наоборот: гибель планеты оказывается лишь отражением депрессии, в которую погружена главная героиня – и вся европейская цивилизация.
20.30, ЦСИ. «На западном фронте без перемен» (1930). Один из первых в истории военных блокбастеров – снятый еще в те времена, когда не было слова «блокбастер». Мощные батальные сцены, дорогая пиротехника и чудовищно большой по тем временам бюджет – 2 млн долларов, почти как у «Унесенных ветром».
Мнение. Леонид Циткин, знаток кино, основатель клуба «Синематека»:
«Отдельные фильмы могут оказаться и неплохими. Но никакого «Фестиваля фестивалей» уже не существует. Это же анекдот: они на открытии показали «Королевство полной луны», которое идет уже во всех кинотеатрах. Ни одного фильма с фестивальной репутацией, программа крошечная. Фестиваль очень деградировал с конца 90-х, когда действительно был событием. Хороший пример, как можно загубить хорошее дело. Ну вот показ чешских фильмов - ну зачем это делать в Петродворце? Кто туда поедет?
Или все настолько плохо, что «Фестивалю фестивалей» даже «Родина» малый зал не дает? Неужели они за все эти годы не наладили связи с продюсерами, с режиссерами, с площадками? Нет, надо честно закрыть все это дело или перезагрузить. Для большого города – это позор. Обидно сравнивать с Москвой, где каждую неделю по два события: то недели национального кинематографа, то еще что-то. А потом удивляются, что люди кино качают с интернета. Правильно делают, что качают. Смотреть-то негде».