Истории

Театру в Петербурге дали «зеленый свет» на протест

Российский театр, все последние годы приверженный «вечным ценностям» в ущерб «политической конъюнктуре», обращается к забытой со времен перестройки теме. Конфликт гражданина и государства, репрессии, несправедливость – на этот раз на сцене театра им. Комиссаржевской. Молодой режиссер Елена Курапина представила спектакль «НеУДОбные» по тюремным дневникам Натальи Черновой – активистки запрещенной НБП, получившей три года за «захват» администрации президента в декабре 2004 года. Российскому театру дали «зеленый свет» на оппозиционность?

На малой сцене театра Комиссаржевской в субботу, 16 июня, прошел спектакль Елены Курапиной «НеУДОбные». В его основу легли тюремные дневники Наталья Черновой, художницы и дизайнера, участницы акций прямого действия НБП и «Другой России». Чернова отсидела три года за символический захват администрации президента 12 декабря 2004 года.

Премьерный показ посетили известные петербургские писатели Леонид Юзефович, Андрей Аствацатуров и Герман Садулаев. Спектакль – о судьбах женщин, попавших в заточение в новой России. Одна из героинь села по «политической» статье.

«Как художник я старюсь не вешать политические ярлыки на собственное произведение, - рассказывает режиссер спектакля Елена Курапина. – Хотя определенные оттенки он все-таки носит. Театральное искусство все чаще обращается к политическим темам. Например, в «Петербургском театральном журнале» появилась рубрика «политический театр», и да, мой спектакль идеально в эту рубрику вписывается».

Среди актеров на сцене лишь двое профессионалов. «Остальные из социально неадаптированных групп, - поясняет режиссер. - Таким актерам не нужно лишний раз объяснять, что такое страдание. Хотя мы репетировали в стесненных условиях у меня на кухне, актеры успешно перевоплотились в заключенных».

«В России вообще не было политического театра в отличие от многих других стран, - говорит заслуженный артист России Алексей Девотченко. – Выходили художественно-публицистические спектакли, как у Юрия Любимова. Московский «Театр.doc» - это скорее не политический, а документальный театр. И тенденция политизации театра меня, например, радует. Главное, чтобы при этом не терялась художественность».

«Понятно, что театральная аудитория охватывает не очень большой общественный сегмент, но она может проецировать эти смыслы на все общество, - утверждает Алексей Девотченко. - Политизация театра должна стать противовесом господину Мединскому (министру культуры – прим. «МР») и его рекомендациям, наказам и приказам по фильму «Служу советскому союзу» на НТВ».

До сегодняшнего дня репрессивных мер к театралам не применялось. Протесту нужен «выхлоп», и театр стал формой искусства, которую государство использует не для пропаганды, а как инструмент для такого выхлопа. В отличие от кино, которое в силу дороговизны вынуждено работать по принципу государственного заказа. Также в руках пропагандистов - федеральное телевидение, частично печать и Интернет. А радио, еще одна консервативная форма подачи информации, не испытывает давления – «Эхо Москвы», несмотря ни на что, в эфире.

Театр стал политизированным на волне недавней протестной активизации. В 2011 году появились «Отморозки» модного режиссера Кирилла Серебрянникова. Спектакль по книге «Санькя» Захара Прилепина повествует о буднях уличных радикалов. В Мариинском театре недавно прогремел «Борис Годунов» британца Грэма Вика. На сцене в сборе – продажные бояре, ОМОН, несогласные. Уже несколько лет спектакли на злобу дня выдает московский «Театр.doc». Весной 2012 года продюсер и режиссер Эдуард Бояков представил публике свой «Политеатр».

Следующий показ «НеУДОбных» в Петербурге состоится 7 июля.

share
print