Новости

Кто правит Россией?

Что будет с Россией, если грянет экономический кризис? Чему и кому по силам изменить ситуацию в стране? Почему у российской оппозиции толком ничего не получается?

Рассчитывать на экономические факторы как на причину политических катаклизмов в России неправильно. Экономические неурядицы срабатывают только когда политическая ситуация уже подогрета, революционна. Тогда малейший перебой с хлебом, как в феврале 1917 года, или с продовольствием, как в 1991, могут подтолкнуть народ, как последняя капля, минимальный спусковой крючок революции. Сами по себе экономические трудности никогда (!) не порождали революцию. Российский народ привык, что его держат впроголодь. Чем тяжелее долгосрочная экономическая ситуация, тем меньше остается энергии размышлять о чем-то другом. В России нет традиции воспринимать экономические бедствия как катастрофу власти.

К настоящим изменениям может привести процесс делегитимации Владимира Путина. Он продолжается уже два года, с тех пор как тандем стал объектом насмешек в информационном пространстве и в интернете. Это процесс усилился после рокировки, которая была 24 сентября. Дальнейшее развитие событий подхлестнули выборы в Государственную думу. С тех пор ситуация развивается не так динамично, как хотелось лидерам оппозиции, но все в том же направлении.

У Кремля есть возможность перехватить инициативу, подморозить развитие событий. Сейчас Кремль показывает зубы. Но в известных пределах: ситуация с шеф-редактором «Новой газеты» говорит о том, что у верховной власти есть представление о границах, в которых должен разворачиваться курс на подавление оппозиции. И похолодание будет осуществлено не до абсолютного нуля.

Россией правит только Путин. Курс, который выбирает власть, это его курс. Он пришел к власти как человек, который разруливает все проблемы, и до сих пор в этом качестве пребывает. А лидерами оппозиции станут люди, которых мы пока не знаем. Те, что у нас есть, доказали свою умеренность и аккуратность. Они оппозиционны ровно до тех пределов, за которыми наступают необратимые последствия, и с авторитарным режимом всерьез бороться не могут.

Поэтому линия, которую проводит Кремль (сжимания челюстей и припугивания оппозиции) - это линия эффективная. Потому что во главе протестного движения стоят трусоватые люди. Я не говорю о том, хорошо это или плохо. Это факт. Они тем более радикально себя ведут, чем меньше возможностей бросить настоящий вызов Кремлю. В декабре у них были наименее радикальные лозунги. Затем по мере того, как волна все больше и больше спадала, их требования чуть-чуть радикализировались.

Сама ситуация в обществе сохраняет революционный потенциал. Прошли те 21-23 года, которые отделяют одну революцию от другой в истории XX столетия. Разные революции происходили с одинаковым промежутком. Наступила эпоха обновления, которая либо породит лидеров, которые могут осуществить революцию, либо произойдет раскол в верхах, как в перестройку. Хотя сейчас такое развитие событий прогнозировать не берусь.

Что-то лопнет. Либо снизу, либо сверху. Либо там и там. Но персоналий, которые могли бы выражать процесс успешного обновления, я не вижу.