В Петербурге с фасадов домов с незавидным постоянством продолжает падать лепнина, калеча и убивая людей. И, похоже, этому нет конца. Эксперты и чиновники рассказали МР о том, почему осыпается Петербург, а пострадавшие - о том, как неохотно им выплачивают компенсации в жилкомсерисах.
6 июня в 15:00, у дома № 2 по пер. Гривцова, кусок гипса упал на женщину с 4 этажа. Дом по улице Гривцова, 2, с которого обрушилась лепнина 6 июня, не входил в программу по капремонту. Как рассказали в администрации района, накануне трагедии управляющая дома заметила возможное отслоение штукатурки. Участок был огорожен сигнальной лентой, и на следующий день были вызваны промышленные альпинисты. Так совпало, что в момент, когда устанавливались владельцы припаркованных машин, чтобы их эвакуировать и начать аварийные работы, нависающий кусок лепнины отвалился и от флагштока попал прямо в голову прохожей. Пострадавшую в сознании доставили в Елизаветинскую больницу.
Уже 7 июня она была выписана из больницы. По словам Марии Фоминой, пресс-секретаря администрации Адмиралтейского района, сотрясения мозга не установлено, переломов нет, на рану наложены несколько швов. «Дело, безусловно, взято под контроль главой администрации», - сказала она.
Кстати, недавно Адмиралтейский район отчитался о начале капремонта фасадов.
Договоры на выполнение капитального ремонта фасадов есть по 47 адресам, из которых 14 домов находятся под охраной КГИОП. Ремонтные работы уже начались по адресам: на 11-й и 12-й Красноармейских улицах, в переулке Антоненко, на Обводном канале, на улицах Подольская и Союза Печатников. Срок окончания работ запланирован на середину сентября.
Трагедии: год за годом
Литейный, 23
8 лет назад Татьяне Горбуновой на голову упала штукатурка - в разгар дня на Литейном. Она ездила покупать подарок на день рождения подруги. Кусок карниза пробил Татьяне голову и застрял в мозгу. Три часа операции, две недели комы, три месяца реабилитации, и 8 лет «полужизни».
Первое время Таня, преподаватель музыкальной гимназии, ходила гулять, занималась с логопедом, училась писать. Но потом началось резкое ухудшение. Перед прогулками – страх: Татьяна выходила за порог – и падала. Уже много лет она не выходит из дома. Без помощи родственников не может есть, ходить, ухаживать за собой.
Основные развлечения – симфонические концерты на канале «Культура» и фортепиано. «Если это можно назвать игрой – по клавишам стучит… - вздыхает Антонина Ивановна, мама 57-летней Татьяны. – Но ей нравится. Больше всего воспоминаний у Танечки осталось о профессии – она хорошо помнит всех композиторов, их даты рождения».
Было заведено уголовное дело. Виновного – инженера ЖЭС № 2 Центрального района - уволили. Суд заявление не принял. Кроме разовой помощи от главы района, директора жилкомсервиса и собранной учениками и коллегами суммы, никаких денег семья не получила. «Человек изуродован и брошен», - говорит Нина Горбунова, сестра Татьяны.
Угол Союза Печатников и Лермонтовского проспекта
30 июня 2010 года Вячеслав Грузденок возвращался домой с работы. Вячеслав работал крановщиком на строительстве второй сцены Мариинского театра. Кусок лепнины из кирпича и арматуры размером со стол упал с 5-го этажа.
Вячеславу 33 года, женат, растит сына. Пробыл в коме 10 дней. Врачи Мариинской больницы вытащили молодого отца с того света.
Два месяца в больнице, пластические операции, инвалидность, потеря работы.
Несколько раз в возбуждении уголовного дела отказывали. Только после вмешательства прокуратуры уголовное дело против Жилкомсервиса №1 Адмиралтейского района все-таки возбудили.
Решение Ленинского районного суда - компенсация в размере 850 тысяч рублей. Жилищники обжаловали решение, аргументируя тем, что дом находится под охраной КГИОП и именно они должны были его реставрировать. Суды продолжаются.
Переулок Талалихина, 3
Наталье Петушковой штукатурка упала на голову в 4 августа 2011 года. «Я возвращалась с переговоров в офис. Потом узнала, что кусок эркера упал на меня с 5 этажа. Я очнулась на руках у прохожего, поняла, что в руке у меня черепная кость, и снова потеряла сознание», - вспоминает 37-летняя Наталья. Второй раз Наталья очнулась через сутки. После пятичасовой операции в институте нейрохирургии им. Поленова.
Вторая операция – по установке титановой пластины прошла через полгода. Все это время Наталья ходила «как хрустальная ваза»: «Мой мозг был прикрыт только кожей: я не могла сама сесть или встать, ходила с поддержкой, опасна была перемена давления, температуры – темечко было как у ребенка».
Родители девушки сразу обратились в Жилкомсервис № 2 по Петроградскому району (это тот же ЖКС, с которым судилась студентка Милана Каштанова, на голову которой упала глыба льда). «Директор ЖКС сказал, что еще придется доказать в суде, что я не сама разбежалась и влетела головой в стену дома. Еще он сказал, что денег у них нет и что «вы же не хотите, чтобы мы повышали тарифы на коммунальные платежи своим жильцам».
Следствие отказывалось заводить уголовное дело. Однако адвокат довел дело до конца. Прокурор требовала с ответчика 1 млн рублей. Присудили 600 тысяч.
Жизнь Натальи сильно изменилась: она не может работать, боится выходить на улицу, ее преследуют головные боли и головокружения. «Я пробовала плавать в бассейне – но теряю сознание, когда нахожусь в воде, - говорит Наталья. – У меня была успешная жизнь, карьера, планы. Все рухнуло». У Наташи есть 6-летний сын, она в разводе: «Я была кормильцем в семье. Изменилась не только моя жизнь…».
Невский проспект, 147
23-летний Женя Тепляков только вернулся из армии, начал работать. 6 апреля 2012 года во время установки чугунной ограды на Невском, 147 на Женю рухнул кусок лепнины, отколовшийся от балкона на 5 этаже. «Говорят, он трясся и кричал, но когда скорая приехала – констатировала смерть, - рассказывает брат Андрей. – Летом Женька собирался жениться. Мама до сих пор не может прийти в себя».
По результатам доследственной проверки по факту гибели рабочего на Невском проспекте возбуждено уголовное дело.
«Сейчас на ЖКС № 3 по Центральном району поданы иски в суд. Мы будем требовать от лица мамы погибшего 2,5 миллиона рублей», - говорит юрист, представляющий интересы пострадавшей стороны в суде.
Точной статистики, сколько людей пострадали в Петербурге за последние годы от падения лепнины с фасадов, никто не ведет. В прессу попадают только самые громкие случаи.
Как предотвращают падение
За два месяца до того, как лепнина на Невском, 147 убила 23-летнего Евгения Теплякова, фасад обследовали, но, по словам, Людмилы Щукиной, пресс-секретаря администрации Центрального района, не успели отреставрировать.
«Сразу после трагедии глава приказала обстукать все опасные здания в районе, - говорит Людмила Щукина. - Вообще мы обычно проводим такие обстукивания чуть позже. Были закуплены специальные бинокли. Вообще у нас в районе - 91% зданий постройки 1731-1900 годов. И 40% из них (1036 домам) - требуется капремонт. Жилищники обошли свои хозяйства и выявили 151 здание, где есть слабодержащиеся слои штукатурки. Все дома уже обстуканы».
В Жилищном комитете говорят, что все управляющие организации в районах в апреле вне очереди проверили лепнину и облицовку фасадов зданий, балконов, козырьков, эркеров и удалили все, что слабо держалось.
К сожалению, от будущих трагедий это не застрахует. Пока город не научится содержать фасады и кровли в порядке – лепнина будет продолжением «сосулей» во всех смыслах.
Почему сыплются дома Петербурга
По словам председателя совета Союза реставраторов СПб д.т.н., профессор Нины Шангиной, основные причины падения штукатурки – старость: «В том случае если здание лет 30, а то и 50, не знало ремонта». Вторая причина - плохое состояние кровли. «Если зимой кровля не расчищается своевременно, на ней образуется лед, который устраняют с помощью лома. Этот метод очистки неизбежно ведет к образованию пробоин в кровле. Образуется протечка, вода через карнизные свесы затекает под штукатурный слой фасада и замерзает там, создавая высокое давление, разрушающее фасад».
Ответственность за состояние зданий несут управляющие организации.
«В их обязанности входит содержание зданий, в том числе уборка снега с крыш, ремонт кровли и систем гидроизоляции. Ненадлежащее выполнение этих обязанностей способно свести на нет любую, самую качественную реставрацию фасада», - рассказывает председатель совета Союза реставраторов СПб д.т.н., профессор Нина Шангина.
По мнению Сергея Семенцова, профессора ГАСУ, доктора архитектуры лепнина падает по одной причине. Все исторические здания в Петербурге построены до 1917 года и 100 лет не ремонтировались. Они пережили гражданскую войну, блокаду, другие сложные времена, ужасную эксплуатацию и отсутствие какого бы то ни было ремонта.
"Состояние зданий не улучшилось, к 2000 году они достигли такого состояния, что очень многие здания могут даже упасть – и я говорю не о штукатурке. Вы заметили, что в городе применяется лишь одна технология строительства и преобразования: все снести и построить новый дом. При этом все окружающие дома трещат по швам. У нас даже сносить и строить не умеют так, чтобы не пострадали окружающие здания.
Да, проводится очень хорошая программа «Фасады Петербурга» - очень важная и нужная городу. Но опять же, фасады-то ремонтируются. А стены в порядок не приводятся, они – гнилые. Фундамент, кровля – в таких домах тоже нуждается в ремонте. А реставрируется только лепнина. Это приводит к тому, что через какое-то время эта лепнина снова упадет".
По мнению Сергея Семенцова, главная проблема исторического центра – проблема капремонта: "Вот когда не будет падать лепнина на голову – тогда можно будет уже говорить об охране памятников".
Что падает?
По словам Нины Шангиной, падение известковой штукатурки не опасно для жизни. Гораздо хуже, если здание оштукатурено цементом. Он не крошится, а падает крупными кусками, зачастую увлекая за собой еще и части кирпича. «К сожалению, в советское время цемент активно использовался при ремонте городских фасадов (об их реставрации речь тогда не велась). Сегодня реставраторы расчищают фасады от позднейших цементных вставок и покрывают известковыми штукатурками – это и исторически верно, и технологически правильно».
Где опасно?
К наиболее опасным в городе относятся районы, которые застраивались в начале ХХ века: Петроградская Сторона, район Пяти углов, Старо-Невский проспект – места, где преобладают здания, выполненные в стиле модерн. «Во времена их строительства цементные растворы уже активно использовались в отделке. Дома стиля модерн, как правило, обладают очень плотными, тяжелыми элементами, и при этом многие из них уже очень давно не подвергались ни реставрации, ни ремонту», - говорит Нина Шангина.
Как себя обезопасить жителям и гостям города?
«Разрушения происходят из-за неправильной эксплуатации зданий в зимний период – объясняет Нина Шангина. - Дома, счастливо пережившие последствия зимы, теперь уже вряд ли преподнесут неприятные сюрпризы. Если следующей зимой районным администрациям и собственникам зданий удастся наладить систему очистки кровель, горожане смогут без опасений гулять по центральным улицам Петербурга. При этом, конечно же, необходима дальнейшая масштабная реставрация фасадов. Здания ветшали на протяжении десятилетий, и исправить ситуацию в одночасье невозможно».
СПРАВКА МР
Почему так быстро изнашиваются фасады:
ДОЖДЬ. Основная причина износа элементов фасадов зданий - климатическая: ветер, повышенная влажность воздуха, выпадение большого количества осадков в виде дождя и мокрого снега, резкая смена температур наружного воздуха (даже в течение суток).
АВТОМОБИЛИ. Большое количество автотранспорта: пыль и агрессивный газ, вступая в химическую реакцию с кислородом и дождевой водой, образуют серную кислоту, которая способствует разрушению.
ВИБРАЦИЯ. Вибрация зданий в связи с движением транспорта, особенно трамваев и метрополитена.
Цифры
В 2011 году был выполнен капитальный ремонт фасадов в 219 многоквартирных домах, на сумму 0,9 млрд руб.
В 2012 году Адресными программами предусмотрены работы по капитальному ремонту фасадов в 315 многоквартирных домах общей стоимостью 1,7 млрд руб.
К 2007 году от 10 до 13 тысяч зданий в центре Петербурга нуждались в реставрации (или ремонте) фасадов.
По программе «Фасады Санкт-Петербурга» с 2005 по 2011 год приведены в порядок фасады на почти 2000 зданиях, расположенных в центральных районах города. В том числе - на 823 объектах культурного наследия.
В 2012 году запланирована реставрация фасадов и крыш зданий исторического центра на 156 зданиях.
В четырех центральных районах более 1500 жилых зданий, являющихся объектами культурного наследия. Более 60% из них находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в реставрации.
Общее количество многоквартирных домов и общежитий в Петербурге составляет 22 641 ед.
Обязанность поддерживать в исправном состоянии фасады зданий возложена на владельцев зданий.
Стоимость ремонта фасада: приблизительно от 3000 рублей за квадратный метр.