Новости

Закон о митингах ударит по кошельку и по смелости митингующих

Государственная дума сегодня, 5 июня, рассмотрит законопроект об усилении ответственности за нарушения во время митингов. Он будет принят сразу во втором и окончательном третьем чтении и вступит в силу еще до выступлений оппозиции, которые намечены в Москве и Петербурге на 12 июня. Испугаются ли участники митингов драконовских штрафов и как это скажется на их численности? Какие подводные камни содержит законопроект?

Законопроект серьезно увеличивает штрафы за нарушения в ходе публичных мероприятий. Согласно поправкам, дошедшим до второго чтения, нарушение организатором установленного порядка организации или проведения публичной акции будет караться штрафом в 10-20 тысяч рублей для граждан, 15-30 тысяч рублей для должностных лиц, 50-100 тысяч рублей для юридических лиц (партий и зарегистрированных движений). Если митинг не согласован с местными властями, гражданам предстоит раскошелиться на 20-30 тысяч рублей, чиновникам – на 20-40 тысяч рублей, юридическим лицам – на 70-200 тысяч рублей.

Он также увеличивает штрафы за создание помех пешеходам, привлечение дополнительных сил полиции и в случае «превышения норм заполняемости территории» – 30-50 тысяч рублей, 50-100 тысяч рублей, 250-500 тысяч рублей для граждан, должностных и юридических лиц соответственно. В случае причинения вреда имуществу с граждан будет взыскано до 200 тысяч рублей, до 400 тысяч рублей с чиновников и до 700 тысяч рублей – с юридических лиц. Похожий порядок цифр указан в случае нанесения вреда чьему-либо здоровью, для юридических лиц он может составлять до миллиона рублей!



К документу подано около четырехсот поправок – в основном фракцией «Справедливая Россия», которая выражает протест так называемой «итальянской забастовкой». Это не остановит думское большинство от принятия поправок, считает проректор Российского экономического университета имени Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков. «Сейчас идет борьба «болотной» фракции за то, чтобы затянуть принятие законопроекта, чтобы он не распространялся на 12 июня, когда они собираются спровоцировать беспорядки. Думаю, задержать принятие им не удастся – 5 июня все решится во втором и третьем чтении», - считает политолог.

«Лично на мое участие в митингах данные поправки не повлияют, - говорит один из учредителей «Лиги избирателей» Михаил Шац. - Насколько я понимаю, гигантские штрафы касаются только тех, кто занимается непосредственной организацией митингов, и случайных людей это не касается. Хотя у нас все возможно, вспомнить хотя бы случай с Сергеем Мохнаткиным. А борьба Государственной думы с конкретными акциями не вызовет ничего, кроме консолидации протестных сил. Запретительные меры ни к чему хорошему не приводят».

«Люди будут ходить на митинги, - продолжает Сергей Марков. - Принятие законов скажется на их численности, но очень незаметно. А вот люди типа той девушки, которая кидала камни в ОМОН (Александры Духаниной – прим. «МР»), несколько раз подумают, прежде чем так делать».

Закон скажется на численности протестующих, считает заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики в Москве Леонид Поляков: «Если поправки примут в том формате, которые сейчас предлагается, - для нормальных людей это слишком большой удар по кошельку за минутную слабость типа брошенной бутылки в ОМОН. Хотя если представить катастрофический сценарий, что за доллар будут давать сто рублей, что нефть будет стоить десть долларов, что цены вырастут в пять раз… В случае катастрофического сценария повторится ситуация, которую мы видели в Греции, в Испании, и тогда уже никакие поправки народ не остановят».

«В среднесрочной перспективе люди вряд ли испугаются того, что их ждет в связи с новыми поправками, - говорит эксперт по внутренней политике Центра политической конъюнктуры Павел Салин. - Хотя впереди сезон отпусков, и после 12 июня массовость митингов будет спадать. Те, кто эти поправки лоббирует, наверняка выставят все так, что спад протеста произошел как следствие этих поправок. Однако осенью у протеста будет еще больший потенциал, потому что к политическому протесту прибавится социальная составляющая: девальвация рубля, новые акцизы на алкоголь, поправки в закон о военной службе и так далее».

Могут ли случайные люди попасть под раздачу и оказаться должниками за те действия, которые не совершали? «Естественно, могут пострадать невиновные, как после шестого мая, когда ОМОН ворвался в кафе и непричастные люди попали под раздачу, - говорит Павел Салин. - Это технологии оранжевой революции, так называемая дилемма протеста, когда оппозиция провоцирует органы правопорядка на заведомо неадекватные действия. С какой-то стороны, оппозиции это выгодно».



Также закон запрещает выходить на массовые акции с закрытыми лицами, в частности в масках. Так обычно поступают радикальные крылья протеста – националисты и анархисты. «Мы опасаемся за свою жизнь и свободу, у многих работа и семьи, - говорит участник анархической организации «Автономное действие» Андрей. - Достаточно убито наших товарищей, которые не боялись и не прятали лицо и публично выступали на митингах, поэтому мы против этих поправок».

Изменение законодательства о митингах вряд ли моментально скажется на общественных настроениях, для запугивания и создания объективных причин, чтобы сидеть дома 12 июня и далее, власти должны создать прецедент. Таким прецедентом может стать студент, оштрафованный на месячную зарплату родителей, очередной безработный из Ижевска или группа анархистов, которые за ношение масок отправятся на общественно полезные работы. Об этом еще должен рассказать Первый канал, приведя в пример европейский опыт, и только тогда можно будет сказать, готовы ли люди ради защиты своих прав идти на большее, чем просто потерянный выходной.