Истории

Взгляд молодого учителя: что хорошего и плохого в современной школе

Первый учебный год закончился не только у первоклашек, но и у самых молодых учителей. «МР» узнал, что, по их мнению, хорошо и плохо в современной школе. Учителя хотят поменять расстановку парт, вывести уроки на природу, вернуть наставничество и выбросить чашки без ручек.

Анастасия Данилова, учитель биологии, школа № 112, Выборгский район

Я пришла работать в школу после университета. И сразу — полная нагрузка, классное руководство, кабинет и домашнее обучение. Очень тяжело. Рабочий день — 20 часов: работа в школе плюс подготовка к урокам. Первые полгода хотела убежать от классного руководства. У меня взрослый 9-й класс, выпускной! Мы долго узнавали друг друга, было много неприятного. Но сейчас я уже не хочу с ними расставаться.

До сих пор остался осадок от домашнего обучения. Абсолютно непонятно, почему здоровые, но ленивые дети, не ходят в школу. Нагрузка у них минимальна, а родители часто требуют высокие оценки. Самая серьезная проблема в школе, на мой взгляд, — это учителя, которые сдают позиции. Родители позволяют себе требовать хороших оценок для безграмотных детей, мягче оценивать их работы, забывая о стандартах, разрешают по запискам не приходить детям в школу. Дети позволяют себе не выполнять работы в срок, опаздывать на уроки, использовать свои пропуски как уважительную причину для невыполнения домашнего задания, грубить учителю, не работать на уроке и многое другое. Кто это позволил? Учителя, завучи и директора.

Самим учителям нужны психологические тренинги — по мотивации, коммуникации, ораторскому искусству. Больше программ по предмету, психологии, этике, юридическим документам.

Еще я считаю, что надо менять процесс обучения. Не зацикливаться на классах, а чаще проводить уроки на природе, дать детям возможность делать опыты, доказывать теории, проверять знания на практике. Я стала рассаживать детей по кругу — каждый за своим столом. Вижу: так они лучше концентрируют внимание на поставленных задачах, увеличивается работоспособность!

Хотелось бы еще добавить про законы, стандарты, которые выпускают пачками. Перед тем как создавать пакет документов, проведите мониторинг, обучите учителей, завучей, директоров, методистов. Чтобы все понимали, как им потом с нововведением работать. А не сначала внедрять, потом обучать, потом исправлять ошибки. И так по кругу.

Анастасия Хватова, учитель английского языка, школа № 612 Центрального района

Я сама еще недалеко ушла от возраста подростка, мне всего 21 год. Но даже сейчас могу сказать, что в то время, когда я училась в школе, дети были сдержаннее, существовали моральные рамки. И знания были глубже и разностороннее. Сейчас дети практичны и расчетливы, зачастую корыстны, но при этом кругозор сузился. Очень грустно читать великолепно написанное сочинение второклассника по теме «Моя любимая игрушка». Ребенок пишет о внешности игровой приставки: «У нее гладкий экран, маленькие черные кнопочки…».

Проблемы с дисциплиной были во вторых классах — оказалось, не все психологически готовы к учебе — могли ползать под партой, громко говорить на уроке. Что касается родителей — в большинстве своем это разумные и отзывчивые люди, но… хотелось бы, чтобы на родительские собрания приходило не 5−7 человек, а больше!

Если говорить об общих проблемах школ — мне бы хотелось видеть лучшую оснащенность классов, как техникой, так и наглядными материалами.

Часов на изучение английского языка не хватает (3 часа в неделю в обычной школе). Не хватает и внеклассных занятий, желательно на бюджетной основе, чтобы у ребенка был выбор. В нашей школе работает творческая студия под руководством Константина Хабенского, и дети просто счастливы посещать эти занятия (бесплатные), многие мечтают стать актерами.

Можно было бы организовать взаимопомощь между учениками, что-то вроде шефства. Не понял — пусть сообразительный одноклассник объяснит. Надо активно развивать систему самоуправления в школах (в некоторых гимназиях такое есть), давать значки старостам, награждать учеников года, выбирать президента класса и прочее. Мне кажется, это интересно детям и упрощает их вхождение в современное общество.

И пара слов про обеды — все отлично, но посуда в наших школах устарела лет на 30! Как же надоели эти дурацкие чашки без ручек! В этом плане американская система тарелок с отделениями мне кажется хорошей альтернативой.

Ксения Крагель, учитель математики и информатики, школа № 39 Невского района

Порой хочется сбежать из школы — из-за плохой дисциплины. Дети разговаривают, перекидываются записками (у меня с пятым классом такое бывает). У старшеклассников дисциплина лучше, но мотивация низкая, постоянно спрашивают: «А зачем нам нужна эта тема?»

Кто виноват? Сначала я думала, что только я… Но когда стала посещать уроки других учителей, то увидела, что дети ведут себя так везде… Значит, проблема не только во мне.

Когда я училась в 9 классе, я твердо решила, что стану учителем. Меня тогда волновало: каким должен быть учитель, как заинтересовать детей? Сейчас я — учитель, но пока не нашла ответы на эти вопросы! И, общаясь с коллегами, вижу, что такая проблема во многих школах.

Еще одна проблема — отсутствие современной техники в школе. Или когда она есть, но с ней не умеют работать. Многие учителя в возрасте, им трудно дается все современное, а как тогда заинтересовать детей, которые уже прекрасно разбираются в гаджетах? Давно пора убрать обычный журнал и дневник, оставив только электронные, но пока это невозможно.

Мне кажется, что школа должна стать местом, где не только дают знания по предмету, но и знания о жизни. Чтобы дети могли применять их на практике. Не хватает в расписании психологии, социологии, этики — это нужно в жизни. Можно заменить часть уроков физкультуры современными танцами.

А еще, мне кажется, все уроки должны завершаться рефлексией — личной оценкой успехов на уроке.

Что касается взаимоотношений — во всех классах наблюдается тенденция «дружим по подгруппам», (мальчики не входят в подгруппу девочек до 9 класса). В принципе, и раньше было то же самое.

Одно из самых ярких впечатлений за этот год — это когда две ученицы пригласили меня в театр вместе с ними! К сожалению, не получилось пойти… Я думала, почему они это сделали и поняла — детям не хватает живого общения, все общаются в основном в Сети.

В школах учителя сейчас ведут только уроки, а чтобы провести какой-нибудь концерт с классом или сходить в театр или в поход — на это нет времени! Порой мы не знаем, на что способны наши ученики. Он может плохо учиться, но любит читать, ходит в театр.

Мне приятно, когда дети приходят поговорить со мной.… в основном это вопросы по учебе, но мы часто говорим и о музыке, я сама люблю петь.

share
print