Новости

В Петербурге пройдет очередная контрольная прогулка. Для единиц

Очередная «контрольная прогулка» оппозиции в Петербурге намечена на 27 мая. Организаторы собираются вывести под белыми шариками, которые заменяют отсутствующие знамена, несколько сотен горожан. Сколько среди них будет писателей (акцию аналогичного формата в Москве проводили Борис Акунин, Дмитрий Быков, Людмила Улицкая и другие известные литераторы) – вопрос риторический. Немногие культурные деятели Петербурга позволяют себе критику власти, и единицы ходят на акции «внесистемной оппозиции». На контрольной прогулке 20 мая были Михаил Новицкий и Александр Сокуров, последний ограничился Исаакиевской площадью. Почему акции протеста в Петербурге собирают меньше простых граждан и знаменитостей, чем в Москве?

Пикет против действующей власти образца нулевых годов – это пятнадцать человек, которые могли бы с успехом сместить начальника ЖЭКа и даже муниципального депутата, но выставляют требования в духе трибунала над Путиным. Другая ошибка нулевых годов – игнорирование выборов как «заведомо нелегитимной процедуры». В декабре 2011 года  оппозиция спустилась с небес на тот уровень вертикали, где происходят фальсификации. На избирательных участках наблюдатели поймали за руку реальных жуликов.

«Мозговые центры» оппозиции разразились пачкой позитивных программ, и этого оказалось достаточно, чтобы перехватить повестку дня. Теперь власть реагирует на то, что говорит и делает оппозиция, а не наоборот. В результате 18 и 24 декабря на Пионерской площади в Петербурге, где всегда согласовывали митинги, не осталось свободного места.

Другой вопрос – кто организует протест. Петербургский оргкомитет за честные выборы в декабре заседал несколько недель. Вопросу о том, какие флаги можно, а какие нельзя приносить на акцию, уделили в общей сложности шестнадцать часов. Вопрос о делегировании части организационных дел «випам» (известным писателям, поэтам, музыкантам) отпал сам собой. Нельзя представить Александра Сокурова, который шестнадцать часов обсуждает флаги!

Среди организаторов «контрольной прогулки» в Петербурге разногласий нет. Активность Ольги Курносовой, исполнительного директора «Объединенного гражданского фронта», вызывает восхищение, но вряд ли найдутся силы, которые не скажут, что Курносова их «кинула», и что с ней нельзя иметь дело. Другой организатор, националист Николай Бондарик в девяностые годы сидел в тюрьме  за убийство бизнесмена, который якобы должен был ему денег. Остается только надеяться, что писателей на прогулку приглашает не он.

20 мая на прогулку были приглашены писатели Даниил Гранин, Лев Лурье, Самуил Лурье, режиссер Александр Сокуров, музыканты Юрий Шевчук и Михаил Новицкий, актеры Алексей Девотченко и Олег Басилашвили. К протестующим присоединился только Новицкий. Александр Сокуров появился на Исаакиевской площади, но в прогулке участия не принимал.

В Москве последние месяцы действовало два оргкомитета протестных акций. Один состоял из опытных политиков и общественных деятелей, другой – из деятелей культуры и «креативного класса». Вот, что Алексей Навальный написал о проекте «партии интернета и реальных дел»: «Уверен, что такая партия - отличный шанс для реальных активистов и толковых чуваков продвинуться в «системной политике» и занять лидерские позиции, оттеснив всю эту надоевшую шайку-лейку, сидящую в политсоветах различного уровня уже двадцать лет просто по причине давних личных отношений с "лидерами оппозиции"».

Один из авторов концепции новой партии, депутат городской Думы Екатеринбурга Леонид Волков считает, что за пределами Москвы невозможен качественный протест: «Люди понимают, что все будет решаться в столице, от этого никуда не деться. Региональным активистам хочется играть существенную роль, но у них объективно нет шансов. Все уличные акции, которые проводятся в регионах, - это акции в поддержку, они психологически плохо мотивируют. В Екатеринбурге та же самая проблема».

Митинги в Петербурге собирают значительно меньше людей, чем в Москве, – даже в процентах по отношению к общему числу жителей. Учитывая команду, которая их организует, и судьбу региональных активистов быть на втором плане, две-три сотни самых преданных оппозиционеров будут выходить в Петербурге и дальше.