В Петербурге почти все выпускники школ пьют алкоголь
25 мая в Петербурге последний звонок. Это школьный праздник в России в последние годы стал наглядным пособием для наркологов. В Петербурге около 20 тысяч выпускников. Из них треть – регулярно пьет алкоголь, пятая часть – время от времени употребляет наркотики. Не надо быть ханжой: в 11 классе многие выпивали и покуривали, но не в таких же масштабах. Почему спиваются российские подростки - разбирался "Мой район".
Каждый год в Петербурге за распитие спиртных напитков задерживают 5 тысяч несовершеннолетних. Это официальная полицейская статистика, и она ни о чем не говорит. Кто хоть раз выпивал на скамеечке, знает: если заплатить патрульному сержанту, он отстанет.
Заболеваемость алкоголизмом среди петербургских подростков – 80 на 100 тысяч населения, наркоманией - примерно 30 на 100 тысяч. Это значит - cтольким новым людям каждый год официально ставят неприятный диагноз. Вроде не очень много.
"Это потому что наркологическая служба очень подвержена влиянию политических процессов, - говорит Руслан Илюк, руководитель отделения терапии больных с аддиктивной патологией Института имени Бехтерева. - По официальной статистике заболеваемость наркоманией несильно падает. По неофициальной - медленно, но увеличивается. Есть еще такое понятие - скрытый контингент – люди, которые не попадают в поле зрения наркологической службы. Их в четыре раза больше, чем зарегистрированных..."
Вот цифры, более приближенные к реальности: около 50% восьмиклассников выпивают хотя бы раз в месяц, 40% одиннадцатиклассников употребляют не реже раза в неделю, 7% – 10 раз в месяц. Прямо как взрослые. Таковы результаты анонимного опроса. А по данным Роспотребнадзора 30% мальчиков и 20% девочек старше 13 лет регулярно пьют пиво. И запретами делу не поможешь.
"Когда запрещают продажу алкоголя, процент алкоголиков падает. Зато вырастает процент наркоманов или людей с игровой зависимостью, - говорит нарколог Олег Стеценко, автор книги "Как не пить" . – В любой популяции, в любом государстве от 5 до 20 процентов людей с аллергией на реальность, зависимых людей. Это даже не связано с синдромом дефицита внимания, как принято считать: у очень многих алкоголиков семьи были полные и благополучные, многие наркоманы купались в роскоши. Увы, в России вся наркология построена по принципу социального наказания. У нас нет понятия реабилитационной деятельности. Любая борьба с алкоголизмом сводится к распилу бюджетных средств и получению регалий. А не надо бороться с алкоголиками, надо сознаться, что они есть, и что этот диагноз не является проклятием…"
"Конечно, чтобы сформировалась серьезная алкогольная зависимость, нужно 5, 6 лет, - продолжает Руслан Илюк. - Но некоторые вещи способствуют более быстрому ее формированию. Например, сочетание энергетических напитков с крепкими, пива с психоактивными веществами – тогда идет потенцирование".
Причины, почему молодежь стала много пить и колоться, легко перечислит любой нарколог. Семейные традиции: папа пьет, мама пьет, и я буду. Влияние СМИ: демонстрация алкогольных напитков как атрибута веселого образа жизни. Но главное - социальное неблагополучие: отсутствие организованного досуга, кризис социальной сферы. Впрочем,"социалку" не получится вернуть взмахом волшебной палочки.
"Развлечь подростков, чтобы они не стали алкоголиками? Нанять штат психологов, каких-то заполошных теток? Они развлекать не будут, а будут контролировать, а вы знаете, как подростки относятся к контролю, - говорит Олег Стеценко. - Да позвольте вы подросткам самим повзрослеть, предоставьте им возможность выбирать, чего они хотят, не надо запрещать им собираться или не собираться".
И чтобы закончить в совсем уж мажорной тональности – приведем мнение учителя. Хорошего учителя.
"Почему обязательно нужно вспомнить какие-то гадости, почему праздник последнего звонка - повод рассказать о напившемся ученике? – сокрушается Сергей Букинич, учитель года-2006. - Можно же порадоваться, что дети закончили учебу и достигли успехов. Так нет же, мы вместо этого зафотографируем девочку с голым пупком, ах, какая плохая. С таким же успехом в каждом ветеране можно видеть лжегенеральшу. Все выпускники разные. Кто-то нацелен на работу, кто-то на халяву. Каждое поколение начинает с того, что все остальные поколения хуже. Давайте тогда признаем, что мы деградируем. Или все-таки попробуем как-то жить дальше".