За три года история с установкой памятника Цою в сквере у метро «Проспект Ветеранов» закончилась ничем. Инициатор, фонд «Памяти Виктора Цоя», разругался с градостроительным советом. Если конфликт не утихнет, о памятнике Виктору Цою в Петербурге можно забыть.
«Просыпаюсь — и сразу к Вите!» - говорит скульптор Светлана Серебрякова — одна из финалисток конкурса на лучший памятник Виктору Цою. Пластилиновый Цой в ее студии теоретически может стать бронзовым. Поэтому Светалана неустанно его дорабатывает: «Движение головы ищу».
Скульптура — 2,2 метра, пьедестал в виде гитары. Композиция многоуровневая, и Цой сначала воспринимается как ровня. Подходишь — он выше.
РАЗДОР. За три года история с установкой памятника Цою в сквере у метро «Проспект Ветеранов» закончилась ничем. Инициатор, фонд «Памяти Виктора Цоя», разругался с градостроительным советом. У каждого свой фаворит. Скульпторы ждут, чем дело закончится.
ПРЕДЫСТОРИЯ. В 2009 году фонд объявил конкурс на проект памятника рок-звезде. Город разрешил установку в виде исключения — еще не прошло положенных по закону 30 лет со дня смерти.
В первом туре участвовало 34 проекта, во второй вышло 11. 6 февраля 2011 года определились три финалиста: Светлана Серебрякова, Алексей Ничепорчук, Юрий Фирсов. За их проекты проголосовало сборное жюри из правления фонда, друзей Цоя и членов градсовета.
23 июня на градсовете выбрали победителя — скульпутуру Алексея Ничепорчука, которую рекомендовали к установке (с доработками).
Начался всенародный сбор денег на памятник. «Поступило 50 тысяч рублей от 60 человек, — говорит Светлана Власова, поклонница Цоя и учредитель Фонда его памяти. — А надо от 5 до 10 миллионов». Лишь осенью 2011 года нашелся спонсор — Фонд Юрия Жорно, предпринимателя в сфере недвижимости. (Благодаря ему появились памятники Ахматовой, Рериху и др.)
СКАНДАЛ. 28 октября на заседании градсовета Светлана Власова объявила, что фонд не согласен с итоговым проектом: «Это был не тот памятник, который выбрали в феврале. Он был изменен и не понравился ни членам фонда, ни родственникам Виктора».
Фонд закрыл конкурс как не принесший результатов. Нет результатов — нет и победителей (и нет обещанных премий в 90 тысяч рублей победителю и по 30 - 2 и 3 местам). «Идет подковерная борьба, — говорит Алексей Ничепорчук, автор отвергнутого фондом проекта. — Я прислушался к градсовету и доработал памятник. Стилистика, движение остались те же, добавилась гитара за плечом. Кардинальных изменений не было». Тем временем фонд поднял архив конкурса и вместе со спонсором выбрал проект из первого тура — скульптора Матвея Макушкина, — который, по словам Светланы Власовой, победил в интернет-голосовании.
КОНКУРЕНТ. «Стоит, ждет своего часа», — смахивает пыль с гипсового Цоя в мастерской Академии художеств Матвей Макушкин. Этот его проект вышел во второй тур конкурса, но, как и сейчас, тогда его упрекали в неоригинальности идеи — образ как копия фотографии Юрия Чашкина. Поэтому на второй тур Матвей представил другой проект памятника, с которым и «пролетел». Звонок из фонда осенью был неожиданностью — Матвея попросили возобновить работу над первым проектом. «Да, я пользовался фотографиями, — говорит он. — Но я был на последнем концерте Цоя в Ангарске и запомнил его таким: в «фирменной» стойке, с гитарой и широко расставленными ногами. Это узнаваемый образ». Фигура его Цоя — 2,7 метра, пьедестал — 1,7 метра.
СИТУАЦИЯ. Назначенные на 1 марта и 19 апреля этого года обсуждения не состоялись из-за конфликта. Градсовет отказался рассматривать проект Матвея Макушкина отдельно и предложил обсуждать его наравне с работами трех финалистов. Общую позицию озвучил Евгений Ротанов, председатель бюро секции скульптуры Союза художников: «Ситуация сначала удивляла, потом начала раздражать: мнение худсовета не интересует спонсора. Мы же говорим, что должны быть соблюдены все процедуры конкурса». По его словам, градсовет готов заново рассмотреть все 34 варианта памятника с первого тура.
Фонд настаивает на проекте Макушкина. «Градсовет превышает властные полномочия, — считает Светлана Власова. — Это частные деньги, частная инициатива, и градсовет должен прислушиваться к выбору заказчика».
В любом случае, без согласования с градсоветом памятник в городе не появится.
Письмо на имя председателя градсовета с просьбой рассмотреть и принять Цоя работы Макушкина фонд направил в середине апреля, через месяц должен прийти ответ, но с учетом майских праздников время затянется. Если ответ не устроит фонд — будут писать губернатору, чтобы тот повлиял на чиновников.
Глядя на это, скульпторы-финалисты решили сами устроить общественное голосование по проектам и так собрать деньги на памятник. «Пусть народ решает — памятник для него, а не для родственников и фонда», — говорят все три скульптора.
К 50-му дню рождения Цоя, 21 июня, — как планировалось — памятник не появится. К дате смерти, 15 августа, — тоже. Чтобы сделать модель фигуры в полный рост, необходимо от 2 до 6 месяцев работы, столько же, чтобы отлить ее из бронзы.
ОСТАТОК. Памятники в Петербурге устанавливаются за счет привлеченных средств. Исключение — если они создаются по итогам городского конкурса или были подарены (ждут места копия «Мыслителя» Родена — подарок французов, памятник Рабиндранату Тагору — дар Индии. В остальных случаях инициатор установки (им может быть только юрлицо) сам находит спонсора. Среди не появившихся на улицах — памятники Александру Блоку и Андрею Первозванному. У Цоя будет хорошая компания?
Проекты памятников Цою, из-за которых спорят
Скульптор Матвей Макушкин (на фото). Фото: Сергей Николаев, "МР"
Скульптор Алексей Ничепорчук, архитектор Геннадий Челбогашев. Фото из архива скульптора.
Скульптор Светлана Серебрякова. Фото: из архива скульптора.
Скульптор Юрий Фирсов. Фото из архива скульптора.