Город

Владельцы маршруток: цену за проезд не снизим, несмотря на постановление прокуратуры

Несмотря на то что петербургская прокуратура признала незаконным повышение стоимости проезда в маршрутках до 35 рублей, перевозчики готовы платить штрафы (хоть 100 тысяч рублей), но цены не опустят. А в прокуратуре обещают штрафовать перевозчиков и впредь, если цены не опустятся до прежнего уровня.

Владельцы автотранспортных предприятий уверяют, что платить штрафы им выгоднее, чем возвращать прежнюю плату, и что к повышению их вынудило городское правительство. Любые попытки пассажиров проехаться в маршрутке за тридцатник, прикрываясь прокурорским постановлением, будут встречать жесткое сопротивление. 

Как сообщили «Моему району» в одной из транспортных компаний, «наши водители даже не в курсе прокурорского постановления, мы специально не говорим им об этом. Некоторые узнают от пассажиров, но все равно не ведутся и требуют полную сумму».

16 апреля подорожал проезд в маршрутных такси, принадлежащих компаниям ОАО «АТП-31», ОАО «Третий парк», ООО «Пассажиртранс», ООО «Питеравто», ООО «Петербургская транспортная компания», «ООО АТП «Барс-2», ООО «Герр-ПитерАвтоТур», ООО «Шпунт-Северо-Запад». С 30 до 35 рублей. По мнению прокуратуры, перевозчики нарушили постановление правительства «О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов. И Закон Петербурга «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге».

Оба закона предписывают любое повышение тарифов, в том числе в коммерческих маршрутках, – согласовывать с администрацией города. До недавнего времени это касалось только социальных маршрутов: автобусов и трамваев. Коммерческие регулировались законом, написанным в 1995 году, специально для маршруток, согласно которому на тарифы в маршрутках власти влиять не могли. Но в 2009 году был принят новый федеральный закон – устав автомобильного транспорта. Помимо всего прочего, он упразднял различия между «пассажирским транспортом, следующим определенным маршрутом и делающим остановки в специально отведенных местах» и «пассажирским транспортом, делающим остановки для посадки и высадки пассажиров в местах произвольных». То есть приравнивал маршрутки к большим автобусам.

Это означало, что маршрутки теперь бесплатно возят пенсионеров, а тарифы в них должны регулироваться, но коммерсанты получают за это компенсацию из городского бюджета.

Назначать тариф, в т.ч. на маршрутки, пояснили нам в Комтрансе, имеет право только правительство, а не отраслевой комитет. Комитет по экономическому развитию и торговле его только рекомендует. Скорее всего, летом появится постановление, которое позволит КЭРППиТ определять верхнюю тарифную планку. И она составит 35 или 40 рублей. Через год ее вполне могут поднять еще. Напомним, что 2012 год, в отличие от предыдущих, пока обходился без подорожаний. Цена на проезд в метро и наземном транспорте остались на уровне 2011 года, равно как и тарифы на жилье и электроэнергию. Политологи связывали эту мягкую меру с предстоящими выборами. Получается, что водители маршруток подвели правительство, президентов, не говоря уж об обычных гражданах. Прокуратура вмешалась и проверку провела меньше чем за одну неделю.

- Теперь вы можете ездить в маршрутке за прежнюю стоимость. В случае отказа в услуге – пишите официальную жалобу в городскую прокуратуру и в Комитет по транспорту, - посоветовала старший помощник городского прокурора Елена Николаева. – Мы будем перевозчиков штрафовать на 100 тысяч рублей. Но увы, те деньги, которые уже были потрачены за прошедшие три недели, вам никто не вернет. Даже если билет сохранился. 

Директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Василий Киселев заявил, что никакого снижения тарифов не будет, сколько бы постановлений не выпустила прокуратура. Правила назначения тарифов регулируются разными законами, но точно не Уставом автомобильного транспорта.

- Ладно, пускай берут с нас штрафы по 100 тысяч. Нам не привыкать. Для нас штраф – это способ сохранения средств. Да, именно так.

По словам Киселева, к повышению тарифов перевозчиков вынудило городское правительство, которое регулярно затягивает выплату субсидий. Субсидии (более миллиарда в год) положены за соблюдение коммерческим транспортом тех самых социальных обязательств: перевоз пенсионеров, невысокие тарифы… Раз в месяц перевозчики представляют в Комтранс данные о своей упущенной выгоде и получают возврат средств из бюджета плюс еще 5 процентов бонуса. Но выплаты идут с задержками. А между тем цена на дизельное топливо выросла на 54 процента, и к концу этого года она составит 33 рубля за литр.

- В 2010 году мы в мае только получили деньги за январь, - сказал Киселев. В этом году полегче: сейчас получаем выплаты за апрель. Но каково мириться с задержками, когда нам постоянно приходится платить зарплаты, покупать топливо и чинить машины?! Мы требуем авансовых платежей. Мы жаловались на задержки выплат в ту же прокуратуру, но почему-то наши требования она проигнорировала, зато за самих перевозчиков взялась крепко, как только появился повод. – На замечание корреспондента «МР», что во всем мире плату получают после окончания работы, и к тому же ее будет легче исчислять, если знать, сколько именно потратил перевозчик, глава ассоциации заметил, что в транспортной сфере есть свои законы. - А вообще мы бы предпочитали работать за субсидию, а правительство пусть забирало бы все деньги, собранные за проезд, - заявил он.