Город

Зачем нужен Парад Победы?

День Победы отмечают по всей стране. Ветеранам традиционно дарят гвоздики и благодарят за подвиг, по главным улицам городов гонят военных и уставших школьников. Только все больше людей возмущаются и не понимают, в чем же патриотичность дня победы и когда он из акции памяти павших солдат превратился в попытку сформировать национальное самосознание.

 


В городах России заканчивается празднование Дня Победы. Везде оно проходит по одному и тому же сценарию. День Победы начинается с торжественного парада, на котором чествуют ветеранов Великой Отечественной войны, которых с каждым годом становится все меньше, показывают новую военную технику, говорят слова благодарности за мирное небо над головой… Правда, все больше и больше людей признают, что торжественный и пафосный парад победы уже давно потерял свой смысл. Ведь изначально его устраивали в память о тех, кто пал на фронтах Второй мировой. Сегодня про это, конечно, говорят, но делают это совсем с другой целью. Нынешние парады победы – это не напоминание о доблести тех, кто спасал свою страну, а попытка придумать национальную идею. В День Победы общество меняется, как Золушка перед балом – и из дурнушки становится принцессой. Правда, полночь разбивает иллюзии. Те, кто сегодня радостно поздравляют ветеранов и жмут им руки под теплые слова благодарности, уже завтра забудут, как зовут пожилую пенсионерку из квартиры напротив. Эта показная патриотичность под звуки военных маршей раздражает все больше и больше людей. Только в Москве на разгон облаков перед Парадом Победы власти страны потратили 64 миллиона рублей. А ведь еще парадное обмундирование, полностью перекрытый центр города, салютные залпы и гала-концерт со звездами эстрады… Ветеранам не место на этом празднике Великой страны.

Многие люди отказываются носить Георгиевские ленточки, которые так активно перед 9 мая раздают на улицах, вокзалах и в аптеках. То, что это не просто красивая тряпочка, а приложение к Императорскому Военному ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия, высшей военной награды Российской империи, теперь уже и не вспоминает никто. Дико смотрятся Георгиевские ленточки на дорогих сумках, автомобильных антеннах и продуктовых пакетах. Зато подготовку и проведение праздника можно рассмотреть в контексте учебника по социологии. Тут и слова о патриотичности c упором на общечеловеческие ценности, и единая символика в виде чахлых гвоздичек и этих самых георгиевских ленточек…Совсем странно смотрится акция «Автобусы победы», суть которой заключается в том, что на стекла общественного транспорта во многих городах страны приклеили плакаты с изображением генералов Второй мировой и почему-то Сталина. « Сталин уничтожил гораздо больше русских и украинских крестьян, чем погибло в годы немецкой оккупации в западных областях России, на Украине и в Белоруссии. Это страшные цифры. Методы войны, которые использовал Сталин и его номенклатура, привели к тому, что  великий русский писатель Виктор Астафьев сформулировал так: "Сталин и Жуков сожгли русский народ в огне войны", - напоминает историк Кирилл Александров в интервью «Радио Свобода». Впрочем, основную часть гуляющих на парадах Победы это и не смущает даже.

Тем временем в Москве на параде Победы Владимир Путин говорит о том, что «Мы победили», а значит, у России есть право отстаивать свою точку зрения на международной арене. Философ и публицист Виктором Арслановым рассуждает, что нынешняя Россия находится в глубоком кризисе, пытаясь сформировать свое самосознание. А реальную историю искажают все. «А вот когда эта реальная  история войны  будет написана, исследована, тогда станет фактом, что Путин и тот слой обнаглевшей, абсолютно непроизводительной бюрократии, который ныне возглавляет страну,  не имеет никакого отношения к победе страны над фашизмом»,  - рассуждает Виктор Арсланов в интервью «Радио Свобода».

Любопытен тот факт, что сейчас особенно остро чувствуется эта пропасть между историей реальной и той, что обществу пытаются навязать через парады победы и патриотические марши. Третий День в Москве полиция разгоняет оппозиционеров, которые участвуют в народных гуляниях. Они не выдвигают требований и не стоят с плакатами. И тем не менее, ежедневно то на Чистых Прудах, то у «Китай-города» активистов пачками пакуют в автозаки и свозят в отделы полиции. Можно долго спорить об истинном патриотизме, о желании жить в развитом обществе и о методах, с помощью которых реализуется это желание, однако именно 9 мая особо остро чувствуется пропасть между теми, кто надел на лацкан куртки белую ленту и прицепил на сумку ленту Георгиевскую.