Истории

Муниципалы хотят прогнать районных чиновников

Муниципальные депутаты Санкт-Петербурга решили вернуть себе утраченные полноправные полномочия, отобранные у них в пользу районных администраций в середине 90-ых годов. В результате чего муниципалы фактически потеряли возможность как-то влиять на жизнь в районе. А районные чиновники, наоборот, получили право бесконтрольно тут хозяйствовать.

Чтобы исправить ситуацию, на месте районных администраций  нужно создать сильные  и крупные муниципалитеты с независимым от губернатора избираемым главой, новой системой исполнительной власти и собственным депутатским корпусом, который будет контролировать чиновников.  С таким требованием в среду, 25 апреля, 30 муниципальных депутатов обратились в Уставный суд Петербурга. Устранение ненужных административных звеньев улучшит жизнь горожан. А губернатора  лишит его преданной свиты.

Сейчас на территории Петербурга создано 111 муниципалитетов. Причем  на территории одного района может находиться сразу несколько муниципальных округов.Так в Василеостровском районе - их пять. В Петроградском - шесть. Полномочия муниципалов также ограничены как и территории, на которых они находятся. Это благоустройство дворов, опека и попечительство и организация досуга. Многие муниципалы сидят на городских дотациях. А собственный бюджет их органичен нескольким десятками миллионов. В то время как бюджеты районных администраций достигают миллиарда и более.

При этом в каждой муниципальном округе есть мини-законодательное собрание (муниципальный совет) и местная администрация. Муниципальные депутаты избираются населением на 4 года. А глава администрации выбирается по конкурсу. Депутаты лучше всех знают о том, где текут крыши, кого укусила собака, в каком доме сломаны лифты и рушится фасад. Однако повилять на решение вопроса они не всегда могут. Поскольку ограничены в полномочиях.

Ну а чиновникам, понятно, лишняя работа не нужна. Они гоняют несчастных жителей по инстанциям. Смежные функции райадминистраций и муниципалитетов приводят к ситуации, когда правая рука не ведает, что творит левая. Получается, что за разбивку газона отвечает муниципалитет, а за его содержание – район. Муниципалы ставят газонные ограждения, а их тут же ломают, потому что администрация дала разрешение на  установку в этом месте парковки. И так во всем. «Из 100 % вопросов шаговой доступности муниципалы могу решить только 10%», - рассказывает заместитель главы округа «Петровский» Юрий Баранов.

«Механизм карманной демократии в условиях одного двора был создан, чтобы укрепить институт исполнительной власти, вывести ее из-под народного контроля.  Антидемократическая схема была нужна, чтобы решения спускались сверху и по команде претворялись в жизнь. И главное, чтобы чиновникам никто в этом не мешал», - рассказывает депутат ЗакСа Борис Вишневский.

Однако так было не всегда.  До 1993 года на уровне районов были полноценные муниципалитеты со своими районными администрациями и  районными советами – законодательными органами, которые формировались из избираемых депутатов. Они контролировали чиновников, следили за исполнением бюджета, знали в лицо жителей, решали их проблемы. После путча 1993 года все районные советы были распущены. Впоследствии в других городах их восстановили. А в Петербурге и Москве – нет.

«Получилось, что районные администрации оказались без общественного, депутатского контроля. В мертвой зоне. Такая система существует до сих пор. Она, в первую очередь, защищает интересы власти, губернатора и его структуры», - рассказывает зам главы округа «Петровский», депутат с 15-летним стажем Юрий Баранов.

Чтобы создать видимость демократии для двух столиц – культурной и златоглавой, – была придумана специальная реформа, которая раздробила территории мегаполисов на сотни мелких образований. А  самостоятельные и независимые от мэра муниципалитеты превратила в кучу мелких, бесправных и финансово зависимых от городской власти структур.

Муниципалы, таким образом, потеряли право решать важные социальные вопросы, контролировать ЖКХ, разрешать или запрещать строительство,  строить поликлиники и детские сады – делать то, что важно и нужно жителям. Эти функции были переданы районным чиновникам.  Эта система позволила установить в Москве и Санкт-Петербурге жесткую вертикаль власти во главе с губернатором.

«Муниципалитеты нужно вновь увеличить до уровня районов», - считает муниципальный депутат Дмитрий Ильковский. С ним согласен и Борис Вишневский, который считает, что главы районов вообще не должны входить в структуру исполнительной власти города. «Все административные звенья в виде районных администраций, управ и префектур должны быть ликвидированы и превращены в сильное местное самоуправление. У муниципалитетов будет свой бюджет. А  независимый глава муниципалитета на территории конкретного района будет руководствоваться интересами его жителей, а не вышестоящего начальства", - говорит он.

share
print