Выборы в Кузьмолово: какой была первая высадка десанта наблюдателей из Петербурга
22 апреля. В этот день решалось не только будущее Франции, где проходили президентские выборы, но и судьба небольшого городского поселения Кузьмоловское Ленинградской области. Здесь проходили выборы в местный совет депутатов, и уже в восемь утра стало понятно, что борьба будет нешуточная. Причем не только из-за кандидатов, но и из-за сотни наблюдателей Петербурга, которые следили, чтобы голосование прошло законно.
НА ВЫБОРЫ! В Кузьмолово вот уже примерно полгода нет представительной власти. Предыдущий совет депутатов был распущен в ноябре прошлого года потому, что депутаты не принимали решений в течение шести месяцев – попросту не могли договориться между собой.
На 15 мест в местном совете претендовали 96 кандидатов. От «Единой России», КПРФ и ЛДПР баллотировались по 14 кандидатов, «Справедливой России» - 11, самовыдвиженцами были 43 человека.
Еще до дня голосования эти выборы ознаменовались скандалом. Кандидаты «Единой России» выбрали довольно спорный метод привлечения голосов – заключение договоров на агитацию с местными жителями. Кандидат подписывал с избирателем договор, условием которого было агитировать за него, жителю выдавалось удостоверение агитатора. По некоторым данным, в момент подписания контракта кузьмоловчане получали по пятьсот рублей, остальную тысячу им должны были выдать после голосования. Процесс заключения договоров проходил в ДК, местные говорят, что очереди стояли большие.
Многие считают, что это фактически подкуп избирателей, но Всеволожский суд признал заключение таких договоров законным. Какое число кузьмоловчан ко дню голосования получили 500 «агитационных» рублей, сказать сложно. Руководитель облизбиркома Владимир Журавлев полагал, что каждый кандидат может заключить по 30-40 контрактов.
Избирателей в Кузьмолово - 8217 человек. Явка на выборах – 55%, то есть чуть больше 4500 тысяч. Особенность голосования в таких небольших населенных пунктах в том, что каждый отданный голос реально решает все.
НАБЛЮДАТЕЛИ. «Я подозреваю, что они не очень готовы к нашему приезду», - сказала мне координатор ассоциации «Наблюдатели Петербурга» Александра Крыленкова за неделю до этих выборов.
Десант из ста наблюдателей из Петербурга прибыл в Кузьмолово в субботу, за день до самих выборов. Остановиться и переночевать решили в палатках, рядом с которыми поставить «штаб» - шатер с газовым обогревателем внутри. Наблюдатели заранее согласовали место под стоянку с администрацией, но вечером в пятницу Крыленковой неожиданно позвонили и сказали, что решение свое отменяют.
«Проезжаешь Кузьмолово, остановка «Кладбище», - уже в субботу объясняет мне Александра схему проезда. – Увидишь полицейские машины – недалеко стоим мы».
В шатре разговоры только о предстоящих выборах. Какая-то женщина угощает всех печеньем. Из еды сюда каждый привез что мог. С деньгами вопрос решился примерно так же: на одном из собраний один из активистов взял шляпу координатора и прошел с ней по рядам. Собрали чуть больше 17 тысяч рублей на оборудование лагеря и штаба.
22 апреля наблюдатели решают разделиться на несколько групп – кто-то идет наблюдать на участки, кто-то едет в ТИК, будут работать мобильные группы (автомобиль с двумя наблюдателями) и call-центр, в который будет поступать вся информация о происходящем. В воздухе витает ожидание, перемешанное с некоторым волнением.
ЭКЗИТПОЛ. Восемь утра. Я иду на участок № 185, с которого решила начать наблюдение. Всего в Кузьмолово работают пять УИКов. Поселок небольшой, поэтому до каждого рукой подать, единственный – № 183 – расположен на отшибе, в продуктовом магазине. Но вдруг вижу, что с УИКом № 187 (в местном ДК) стоит белый автобус, увешанный объявлениями «exit-poll опрос на выходе ГП Кузьмоловский УИК № 187 22 апреля 2012».
Недалеко от машины стоят две хрупкие девушки-«экзитпольщицы» в зеленых жилетах. Рядом с ними - два сотрудника охранного предприятия и Алексей Богданов, представившийся наблюдателем одного из кандидатов, выдвинутого от «Единой России». «Я бы выдал деньги, но ко мне никто не подходит», - говорит он на вопрос, когда агитаторам будут выдавать деньги.
За этой группой следят несколько человек: два парня и несколько наблюдателей из ассоциации, которые ведут видеосъемку. Я спрашиваю, как зовут одного из парней. Он качает головой – мол, не скажу. Но ответ находится сам собой - у него в кармане звучат позывные из рации: «Олег, Олег!»
Голосование только началось, но в этой компании уже возникает потасовка. Команда экзитпола требует у полицейских проверить удостоверения личности наблюдающих за ними парней. Девушки в зеленом возмущаются, что их снимают. К группе присоединяются еще несколько человек. Уже звучат фразы типа «уродец в очках». Одного из наблюдателей толкают, он взывает: «Господин полицейский, меня толкнули». Но на него не реагируют не потому, что не хотят - просто не слышат.
Олег Захарияш, представившийся как руководитель экзитпола, говорит, что в Кузьмоловском он никакой должности не имеет. «Мы работаем от районной телекомпании, у нас договор. И ничего больше», - заявляет он.
- А на каком вы здесь основании?
- Экзитпол, э… - он не договаривает. Мы оборачиваемся на звук. Помощник депутата ГосДумы, коммунист Алексей Минин кричит на всю округу: «Внимание! Милиция, пожалуйста, все-все-все! Только что было вручено удостоверение агитатора!» Это была реакция на бабушку, которая, видимо, хотела получить зарплату. Очередная потасовка. Бабушка только успевает унести ноги.
Я вижу, как она прячется за ту самую белую машину и потихоньку из-за нее выходит. «Обман людей! – причитает она. - Мне денег не дали, а должны были. А теперь конкуренция, нас обманули просто. Никаких денег не дадут. Я бы даже без этого пошла голосовать за того, кого уважаю. Меня не купишь деньгами. Но доверие… Еще меня хватать, да сфотографировали. Весь поселок надо было раньше фотографировать…»
ТАКТИКА. На УИКе № 183 полицейские отсчитали ровно 50 метров от участка – на таком расстоянии экзитпол может стоять по закону. Мимо них проходит дедушка с потерянным видом. Он неожиданно называет мне свою фамилию и адрес.
- Я за деньги не отвечаю, - понимаю, к чему он это.
- Нет? А кто этим занимается?
Пожимаю плечами. Он еще немного ждет и потихоньку уходит.
Я сажусь в мобильную группу Дмитрия Сухарева. Диме звонят из call-центра. «Где? На Пионерской? - и уже нам – Поехали, на Пионерской деньги раздают». Подъезжаем туда, никого не видно. Я пытаюсь дозвониться до call-центра – уточнить, где именно все происходит. В этот момент слышу голос его напарника: «Скорей, давай камеру! Он деньги передает». Я оборачиваюсь и уже вижу уезжающую машину. Они перехватывают у меня телефон и диктуют описание автомобиля и его номера оператору центра.
Бабушки на улице сообщают мне, что деньги будут привозить на дом. Я иду к машине, а за своей спиной слышу разговор: «Такого дурдома я еще не видела никогда. Сейчас люди идут за деньгами, а их в милицию увозят». Я поворачиваюсь, женщина говорит уже мне: «Меня наняли на работу, а сейчас получается, что мы воры!»
ПЛЮС. Уже к середине дня становится понятно, что получение денег по договорам - не единственная «тема дня». Со 187-го участка приходит информация, что задержали человека, который пытался проголосовать в Кузьмолово с пропиской в Киришах. При этом в паспорте карандашом у него было написано «+1».
На 186-м УИКе тоже скандал: избиратель пришел на участок, но выяснилось, что его бюллетень уже был выдан. На этом УИКе много наблюдателей, как, впрочем, и на остальных. Председателю участка Сергею Сивожелезову такое столпотворение явно не по нраву: «К сожалению, большинство людей, которые здесь присутствуют, забыло, что выборы проводятся не для наблюдателей, а для избирателей».
Мобильной группе поступает звонок – на 185-м участке тоже появился «+1». Мы едем туда. Не успеваем – из дверей участка полицейские под руки ведут парня. Только что произошедшую ситуацию описывает кандидат в депутаты Марина Бутусова: «К заместителю председателя комиссии подходит молодой человек, она выдает ему бюллетень, вносит его паспортные данные, не глядя на прописку. Парень берет бюллетень, голосует, опускает этот бюллетень в избирательную урну. Я подошла к милиционеру, попросила предъявить документы. А у него регистрация стоит города Санкт-Петербурга».
После происшествия на этом участке творится полный бардак. Во-первых, за чистотой голосования здесь наблюдает огромное количество людей: наблюдателей, кандидатов, посторонних лиц. Все разговаривают, ругаются, пишут жалобы, дают интервью. Такое ощущение, что выборы сейчас прекратятся. На щеках у председателя яркий румянец. В углу между «неустановленными» лицами (явно из противоборствующих лагерей) идет отвратительный диалог. «Тыкать не надо. Я свиней с вами на пастбище не пас», - у одного искривляется лицо. Полицейских жалко больше всего – через каждую минуту к ним обращаются стороны: проверьте у него документы, отодвиньте этих людей дальше - избирателям негде пройти.
«Сюда! Сюда!» - громкий крик от стола одного из членов комиссии. Все ринулись к столу. Оказалось, что женщина пришла голосовать и увидела в списке фамилию своего 90-летнего отца, лежачего больного - в документе написано, что он уже проголосовал.
Ко мне наклоняется полицейский лет пятидесяти и уставшим голосом произносит: «За всю службу такого не было».
ИТОГИ. Координатор ассоциации «Наблюдатели Петербурга» Аркадий Вишнёв говорит, что основными нарушениями на этих выборах был «подкуп избирателей». «Договоры заключались в одном экземпляре, у агитатора его на руках не было. Кроме того, избиратели сообщали, что им обещали деньги, если они проголосуют за определенного кандидата». Все случаи с экзитполом мы снимали на видео, таким образом мешали «экзитпольщикам» выдавать деньги».
Вторым основным нарушением Аркадий считает голосование по «некузьмоловской» прописке. «На каждом УИК было зафиксировано по два-три таких случая», - говорит он.
В результате выборов на семи из 15 муниципальных округов победили кандидаты, выдвинутые «Единой Россией», на шести – от КПРФ, один от ЛДПР и один самовыдвиженец. Алексей Богданов, наблюдатель одного из кандидатов, выдвинутого от «Единой Россией», во вторник (24 апреля) сказал, что все деньги агитаторам, которые по договорам занимались агитацией, выданы.