Умер Леонид Менакер - самый грустный режиссер Петербурга
В Петербурге умер режиссер Леонид Менакер - ему было 82. Он не снимал фильмов 22 года, а последние несколько лет тяжело болел, но все равно не оставлял свою вторую профессию, преподавание. Учил студентов Университета кино и телевидения тому, что умел сам: снимать бессмертные фильмы.
В 1991 году страна сменила имя, и режиссеры замолчали: 16 лет ничего не было слышно о Юрии Кара, навсегда ушел из кино Марк Захаров, последние 20 лет жизни ничего не снимал великий Элем Климов. И Леонид Менакер — тоже: в 1990 году вышел страшный, безысходный "Собачий пир", и больше фильмов не было.
"Мы хорошо были знакомы, дружили, но однажды приходит час, который от нас уже не завиит, и дальше мы существуем раздельно, — говорит кинорежиссер Виталий Мельников, создатель легендарного "Начальника Чукотки" и ровесник Леонида Менакера. — Принято в таких грустных случаях обязательно перечислять заслуги, и это справедливо, вспомнить, что создано человеком за его трудовую жизнь. Но это не все. Человек кроме плодов своих уносит свет самого себя, воспоминания о самом себе. Это важнее. Я вспоминаю Менакера не как высокопрофессионального режиссера, но как глубоко интеллигентного, по-питерски деликатного, не трескучего человека. Он всю жизнь работал, всю жизнь этим не хвалился, не трещал. Когда уже, ближе к старости, стало сложнее работать — он продолжал заниматься педагогической работой, причем занимался ей с юношеским азартом и с надеждой, что он еще сможет что-то делать для других. Вот что оставил он в наследство — свою деликатность, умение общаться с людьми, ценить людей. По нынешним временам это очень дорого".
Леонид Менакер — сын кинорежиссера, племянник эстрадного артиста и троюродный брат Андрея Миронова. Сама среда толкнула его в кино. Он не мыслил себя вне этого искусства, хотя снимал относительно мало. Все его фильмы имеют скромный жанровый подзаголовок: драма. Это значит - неразрешимое противоречие. Картины Менакера пропитаны чеховской грустью позднего советского кинематографа — когда вроде бы все в порядке, но жить невозможно, совершенно невозможно. В фильмах Менакера герои очень часто умирают. Или, что совсем уж поперек советских канонов, кончают жизнь самоубийством, как в "Собачьем пире". Или с суровой решимостью идут на казнь, как герой "Рассказа о простой вещи". Или влачат полуживое существование, как несчастный ученый из "Завещания профессора Доуэля".
Менакер очень остро чувствовал безысходность жизни, хотя сам был мужествен и держался до последнего.
"Мне сложно говорить, смерть Менакера слишком сильно по мне ударила, — говорит режиссер Игорь Масленников, создатель "Шерлока Холмса". — Главное, что вспоминается: он был замечательный педагог. Многие из молодых питерских режиссеров — ученики Менакера, потому как он преподавл в Университете кино и телевидения. И знаете, это замечательные ученики. Он был настоящий кинематографист".
А еще он был настоящий писатель, только этот его труд остался незамеченным: Менакер опубликовал в толстых журналах разрозненные, неоконченные воспоминания, так и не соединившиеся в книгу: "Волшебный фонарь" и "Калейдоскоп". Как и его фильмы, его тексты полны потрясающих наблюдений, гротескных и драматичных эпизодов — вот, например, встреча маленького Менакера со Сталиным.
"Сталин протянул руку.
— Здравствуй, сын, — сказал с грузинским акцентом. — Как живешь?
— Хорошо, товарищ Сталин, — еле слышно выдохнул я.
Сталин негромко рассмеялся:
— Это хорошо, что хорошо. — Взяв двумя пальцами за подбородок, пристально глянул в мое лицо. — Товарища Сталина любишь?
— Да, — обмирая, ответил я. — Очень…
—Молодец! — Вождь щелкнул пальцами. — Товарища Сталина надо любить".
Это забыто, но это вспомнят. По центральным каналам покажут каннского "Жаворонка", а может быть даже "Молодую жену", а потом лихорадка уляжется и основная масса современников Менакера снова забудет. Но останется нечто большее, чем изменчивая человеческая память: история "Ленфильма" и история кино.
"У нашей профессии грустное преимущество перед многими иными, — говорит Виталий Мельников. — Волей-неволей, но профессия наша дает возможность оставить вещественный след своей жизни. Фильмы и люди, которых ты создал, продолжают жить. А наши зрители продолжают думать и переживать. Я уверен, Менакер помог задуматься множеству людей".
Фильмы Леонида Менакера:
1964 — Жаворонок
1966 — Не забудь... станция Луговая
1968 — Город и песня
1970 — Ночная смена
1973 — Опознание
1975 — Рассказ о простой вещи
1978 — Молодая жена
1980 — Последний побег
1982 — Никколо Паганини
1984 — Завещание профессора Доуэля
1986 — Последняя дорога
1990 — Собачий пир
Видео: канал Санкт-Петербург