Истории

Петербург простился с Анатолием Равиковичем — веселым, умным, добрым человеком

В Петербурге попрощались с Анатолием Равиковичем — замечательный театральный артист умер 8 апреля от рака легких. Ему было 75. Болезнь была долгой, и он долго не сдавался. Равиковича похоронят на Волковском кладбище,на Литературных мостках. В Театре комедии им. Н. Акимова, где он служил последние четверть века, закончилась гражданская панихида.

Самое обидное, что все напишут одинаково: "умер Анатолий Равикович, народный артист РСФСР, он Хоботова в "Покровских воротах" сыграл". И все. Как будто актер одной роли, как будто не было ни Санчо Пансы, ни Тартарена, ни Карлсона, ни полных залов, ни хохота, ни слез, ни восторженных поклонниц у служебного входа театра имени Ленсовета.

Театр — это мимолетное. Спектакли умирают, как люди, а спектакль в записи — как манекен в витрине.  Анатолий Равикович был театральный актер. Он снимался много, но все по мелочам, в эпизодах. Кроме Хоботова — действительно нечего вспомнить. Хотя и Хоботова этого — чудесного московского пьеро — можно разбирать бесконечно.

Равикович на экран не рвался. Он был верен сцене. Вначале — ленсоветовской, позже — сцене Театра комедии им. Н. Акимова. Предпочитал живое, сиюминутное, прямой контакт. Лицом к лицу.

  • 42908_0_477x640.jpg

    Фото: Trend

  • 42910_0_427x640.jpg

    Фото: Trend

  • 42926_0_640x520.jpg

    Фото: Trend

  • 42927_0_640x470.jpg

    Фото: Trend

  • 42930_0_640x503.jpg

    Фото: Trend

  • 42931_0_640x481.jpg

    Фото: Trend

  • 42932_0_640x482.jpg

    Фото: Trend

  • 44190_0_640x427.jpg

    Фото: Trend

  • 44192_0_640x490.jpg

    Фото: Trend

  • 44195_0_435x640.jpg

    Фото: Trend

  • q3.jpg

    Фото: komediaspb.ru

  • q1.jpg

    Фото: komediaspb.ru

  • q2.jpg

    Фото: komediaspb.ru

  • q4.jpg

    Фото: komediaspb.ru

  • q5.jpg

    Фото: komediaspb.ru

  • q6.jpg

    Фото: komediaspb.ru

  • q7.jpg

    Фото: komediaspb.ru

  • q8.jpg

    Фото: komediaspb.ru

  • q9.jpg

    Фото: komediaspb.ru

  • q10.jpg

    Фото: komediaspb.ru

"Я его очень любила, я его полюбила, еще когда мы не были знакомы, — говорит актриса Татьяна Догилева. — Я была студенткой, а изумительный театр Ленсовета приезжал на гастроли в Москву, и нас пускали, хотя попасть было сложно. Это был фейерверк таланта, счастья. Когда я с Равиковичем познакомилась на "Покровских воротах", это было обожание и любовь. Личное знакомство все только усилило, ведь он был невероятно талантлив и в жизни. Интеллигентный, милый, в совершенстве обладающий чувством юмора... Я очень жалею тех людей, которые не видели Равиковича на сцене. Вот что значит настоящий талант и вот что значит настоящая русская школа".

В 70-е годы театр Ленсовета был ленинградским Бродвеем, но в то же время — ленинградским "Берлинер ансмаблем", да и попросту — лучшим театром города. Очереди на завтрашнюю премьеру занимали с вечера. Театру удалось трудное, почти невозможное: совместить мюзикл и интеллектуальную драму, сказку и трагедию, легкомысленное и глубокое. Это был мудрый и веселый театр, а Равикович был самым мудрым и веселым из его актеров.

Он сделал счастливыми несколько поколений детей. Потому что он был Карлсон, а Фрейндлих — Малыш, и это был фантастический дуэт. Ирина Мазуркевич, игравшая Малыша после ухода Фрейндлих — стала женой Карлсона. Выбрала маленького и смешного, а не рослого и плечистого.

  • равик.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7002.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7026.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7029.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7093.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7130.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7102.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7042.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7062.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7097.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7070.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7133.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7135.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7157.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7192.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7201.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_7226.JPG

    фото: С.Николаев

Он самой природой был назначен на комические роли. Казалось, Равикович обречен на амплуа смешного толстяка.  Низенький, кругленький, нос картошкой, добрые глаза. Но как и великий Евгений Леонов — актер схожей фактуры — Равикович знал, что способен на иное, и на большее.  Театралы помнят его  Мармеладова в "Преступлении и наказании". И Фирса в "Вишневом саде". И Кюрма в "Биографии". Мрачные, безысходные тексты. И грустная улыбка Равиковича на их фоне. 

"Мы только что с панихиды, — говорит актриса Лариса Луппиан, жена Михаила Боярского. — Нам очень больно, грустно, мы любили его и и дружили — и Миша, и я, самые лучшие годы нашей жизни связаны с периодом расцвета Ленсовета. Толя играл в лучших спектаклях, он был любимцем всех актеров. Он был необыкновенно одаренный. У нас в театре была семья, все друг друга любили, как родные, сейчас такого, наверно, уже нигде нет. Жизнь развела нас по разным театрам, но мы все-таки виделись. Последние годы он был уже болен и чувствовал,что уход не за горами. Он держался очень хорошо. Чувство юмора его не покидало. Не знаю, что он испытывал наедине с собой. Но на людях он никогда не скисал. Последний раз, когда мы виделись, он приехал с диализа. Похудевший, постаревший, умирающий человек. Но он был все тот же Анатолий Равикович — веселый, умный и добрый".

share
print