Как и что будут ремонтировать у Дворцового моста
Семь лет Дворцовый мост ждет капитального ремонта. Проект реконструкции был готов в ЗАО «Институт «Стройпроект» еще в 2006 году, через год должны были начаться ремонтные работы. Но до дела так и не дошло, разводной пролет моста лишь «подлатали», чтобы продлить его ресурс. Когда начнется ремонт главного моста Петербурга и какие перемены его ждут - в материале "Моего района".
«Срок эксплуатации моста чрезвычайно большой, почти 100 лет, и все его проблемы связаны именно со временем: это коррозия, подтеки, разрушение гранитной кладки опор моста, - перечисляет «болевые» точки Рустам Марценкевич, главный инженер проекта ЗАО «Институт «Стройпроект». Но это еще полбеды. Главная проблема, которая не терпит отлагательств, - разводной механизм моста образца 1916 года в таком состоянии, что в любую минуту может произойти заклинка при его разводке или наводке, и тогда судоходство на Неве остановится.
НОВОЕ. Решено менять оборудование механизмов разводки и систему привода. Сейчас разводка осуществляется с помощью электромеханического привода. Схема механизмов разводки очень сложная: состоит из электромоторов, редукторов, крупных шестерней (кремальер). Крылья моста уравновешиваются при помощи шарнирно закрепленных противовесов, которые при разводке моста опускаются в глубокие колодцы (котлованы), предусмотренные в опорах разводного пролета. Эта конструкция устарела морально и физически, поэтому ее предполагается заменить на современный гидравлический привод, работающий по принципу гидравлических домкратов, которые и будут приводить мост в движение.
Поменяется система противовесов в хвостовой части крыльев разводного пролета. Сейчас противовесы в предаварийном состоянии и ежегодно обследуются и ремонтируются ГУП «Мостотрест». После реконструкции вместо семи раздельных 220-тонных противовесов, заполненных чугунными блоками, будет сделан один, более компактный, заполненный свинцом противовес весом порядка 1300 тонн на одно крыло.
За ненадобностью будут ликвидированы котлованы в опорах разводного пролета моста. Котлованы располагаются в самом нижнем ярусе опор - ниже на 5 м от уровня воды - и предусмотрены для размещения противовесов при разводке. Такая ситуация соответствует старой схеме разводки моста. В новом же варианте противовес поворачивается совместно с крылом, не опускаясь ниже 30 см ниже уровня воды. Поэтому котлованы за ненадобностью заполнят легким бетоном. Вместе с котлованами решается сразу несколько проблем. Во-первых, опоры станут более прочными. Во-вторых, сейчас котлованы периодически подтапливаются из-за нарушения герметичности стенок опор, что провоцирует коррозию механизмов.
РЕМОНТ. Опоры моста на сегодняшний день в удовлетворительном состоянии, но требуется ремонт гранитной облицовки. Не повезло лишь третьей опоре моста (профессионалы считают так: первая опора – у Дворцовой набережной, шестая – у Стрелки Васильевского острова – прим. ред.) – во время войны при взрыве авиабомбы появились трещины в опоре. Трещины заделают.
Металл стационарных пролетов моста также в удовлетворительном состоянии. Поэтому глобальной замены – например, стационарных пролетов моста целиком – не предусмотрено. Лечить будут «локально»: заменят коррозийные опорные узлы пролетов и изношенные опорные части, на которых установлены пролетные строения. В результате мост будет готов принять современную транспортную нагрузку.
Займутся и мостовым полотном. Разберут железобетонную плиту, чтобы добраться до коррозии лоткового железа, отремонтируют его, заменят гидроизоляцию, положат железобетонную плиту и новое асфальтобетонное покрытие.
Во время капремонта устранят и деформации устоев (береговых опор). Из-за слабых грунтов и сильного транспортного потока устои накренились на 10-15 сантиметров. Их укрепят габионами - каркасными конструкциями из металлической сетки, которая заполняется щебнем. Существующая защита в виде засыпки из песка с давлением транспорта не справляется, а новая сетка сможет взять на себя всю нагрузку.
Отреставрируют перильное ограждение, декор торшеров, восстановят чугунную решетку. Строители обязаны сохранить исторический облик моста: цвет, детали, материал. Они будут применять современные методы, которые продлят жизнь всем элементам. Ни одна историческая деталь не пострадает, уверяют проектировщики.
ДВИЖЕНИЕ. В процессе ремонта мост могут закрыть для движения на короткие промежуткки в 3-4 дня, не больше. Полного перкрытия движения на все время работ не предполагается, на мосту будет организовано реверсивное движение по одной полосе.
На время ремонта разводного пролетного строения в межнавигационный период (ноябрь – апрель) предлагают оставить проезд по мосту только для общественного транспорта и спецтранспорта: аварийных, скорых, пожарных и т.д. Для этого разберут так называемую верховую часть опор (часть опоры, расположенной выше по течению) до необходимого уровня и установят на нее временный пролет. Можно сказать, что это будет маленький новый мостик сбоку - со стороны Троицкого моста. Его ширина 7, 19 метров, 5 метров – ширина проезжей части, остальное – тротуары. Ремонт предполагают вести «с воды».
ЦИФРЫ. После реконструкции мост должен простоять без ремонта 50 лет. На реконструкцию уйдет 18-20 месяцев. Сметная стоимость проекта - 2,9 миллиарда рублей. Сейчас проект реконструкции находится в ФГУ «Главгосэкспертиза России». По результатам согласования экспертизой сметы объявят конкурс и выберут подрядчика.
Как сообщили в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры, ориентировочная дата начала ремонта – после навигации 2012 года (ноябрь). По информации комитета, финансирование идет из бюджета города: в 2012 году выделено 10 миллионов рублей, в 2013 – 190 миллионов рублей, в 2014 – 2 миллиарда рублей.
Справка «МР»
Мост построен в 1912–1916 гг. по проекту инженера А.П. Пшеницкого и архитектора Р.Ф. Мельцера.
Мост ремонтировали в 1967 году, затем в 1977–1978 гг. и в 1997 г. он прошел реконструкцию.
Параметры моста: длина 255,05 м; схема (38,63 + 47,12) + (9,20 + 58,60 + 9,20) + (47,12 + 38,63); ширина 27,60 м (3 полосы движения в каждом направлении); судоходный габарит 22,0 6,3 (30,00) м. Количество полос – 6.