Истории

В Петербурге некому лечить туберкулез и депрессию

152 тысячи врачей и 800 тысяч медсестер и санитаров - именно стольких специалистов-медиков не хватает в России. Эту жуткую цифру озвучила министр здравоохранения Татьяна Голикова. В Петербурге ситуация не лучше, чем в целом по стране. И даже хуже: особенно не хватает рентгенологов, фтизиатров и психиатров - болейте чахоткой и сходите с ума на здоровье!

У чиновников память короткая, девичья, да и у простых граждан тоже.  Каждую весну министр здравоохранения Татьяна Голикова созывает такое-растакое совещание, сообщает о катастрофическом дефиците врачей, и всякий раз это подают как сенсацию.

Весна 2010 года. "Нехватка врачей в муниципальных медицинских учреждениях, особенно в сельской местности, – это серьезная проблема российского здравоохранения", –– заявила Татьяна Голикова. И привела цифры: дефицит врачей в России –– 27 %

Весна 2011 года. "В России не хватает 30% врачей", ––воскликнула  Голикова на расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития. И перечислила специальности, с которыми совсем тяжко: анестезиологи-реаниматологи, фтизиатры, психиатры, наркологи.

Весна 2012 года. "Дефицит врачей по клиническим специальностям составляет 152,8 тыс человек. Эта цифра абсолютно угрожающая, она должна заставить нас испугаться", –– сказала Голикова на конференции"Медицинское образование-2012" . Дефицитные специальности: диетологи, ревматологи пульмонологи, неврологи, детские онкологи.

Ничуть не странно, что список изменился всего за год.  Это не фтизиатров стало больше — это дефицит тотален.   Кому ни позвони — неонатологу, реаниматологу, хирургу — все мнутся, но признают проблему.

"Как раз с детской онкологией в Петербурге ситуация неплохая — заболеваемость детская не растет, как взрослая, хватает онкологических коек, да еще вот недавно открыли инстиут имени Раисы Горбачевой, говорит Алексей Барчук, главный онколог Санкт-Петербурга. К сожалению, про взрослую онкологию такого сказать нельзя.  Только что говорил с  главврачом диспансера Московского района —  страшная нехватка специалистов. Особенно районных онкологов, которые в поликлиниках принимают. По городу не зватает не менее 30% врачей".

В петербургском комитете по здравоохранению о проблеме тоже слышали.  Еще зимой зампред комитета Владимир Жолобов назвал четверку самых дефицитных специальностей:

1. Рентгенологи

2. Фтизиатры

3. Психиатры

4. Специалисты по обслуживанию высокотехнологичного оборудования (проще говоря, некому МРТ сделать)

"В стационарной сети укомплектованность врачами достаточно высокая, уточнили в комитете. Но в то же время в стационарах отсутствует должное количество санитаров, младшего и среднего медицинского песронала. Что касается первичной медицинской помощи — узкие специалисты в амбулаторной сети для нас самые ценные кадры. Их немного, и немногие идут в амбулаторные службы. А такие востребованные врачи как офтальмологи или врачи ЛОР — обычно совмещают должности,  либо один доктор берет в полтора, в два раза больше пациентов".

Причина очевидна — и странно, что Голикова уже несколько лет не рискует ее озвучить.  Докторам тоже кушать хочется — вот и все. Зарплата врача в поликлинике — 25 тысяч рублей. Это максимум. Со всевозможными накрутками, переработками и предельными нагрузками. И если в поликлинике два лора, а один, например, ушел в декрет или эмигрировал в сытую жизнь нагрузка на оставшегося вырастает в два раза. Чего не скажешь о доходе.

"Больше всего нам не хватает психиатров! Чтобы вылечили наконец массовый психоз в системе здравоохранения, —говорит врач Николай Юнчис, автор книги "Реабилитация после инсульта". —  Да, Петербург всегда был одним из ведущих городов по специалистам высокого профился, да, еще не все уехали за рубеж или в Нефтеюганск, где зарплаты больше. Но  рядовые доктора у нас в катастрофическом положении. Не хватает врачей на низкооплачиваемые должности. Катастрофический отток рабочих лошадок из первичного и, наверное, самого важно звена здравоохранения. А все из-за бездарного  финансирования.  Я думаю, это отражает общий регресс государственных структур, кроме силовых. Сейчас все структуры, которые могут лоббировать  свои интересы в райздравах, горздравах — они получают что-то. А остальные получают  по остаточному принципу".

Врачи нижнего звена редко рассказывают о своем житье-бытье. Корпоративная этика и страх административного воздействия: хоть и не хватает специалистов, а самого хорошего уволят за длинный язык. 

"Самое катастрофическое положение — в школьно-дошкольной сети, говорит амбулаторный врач областной больницы, пожелавший сохранить имя в тайне. — Все нынешние эпидемии, в том числе давно не виданная эпидемия кори — следствие разрушения советской школьно-дошкольной сети. И знаете... это я еще не говорю о состоянии здравоохранения в области. Ради интереса побывайте в  Кировске, Шлиссельбурге, Всеволожске. Посмотрите, что из себя представляет больница после бомбежки".

Последние годы в народе ходит грустная хохма. Мол, у врачей в поликлинике два диагноза: 1) с какой фигней ты ко мне пришел 2) где ж ты раньше-то был.

В следующий раз, когда будете материться в очереди к участковому терапевту, вспомните, что за закрытой дверью такой же бедный и угнетенный человек, как и вы. 

share
print