Город

Скоростной диаметр привезет в Приморский район адский шум

В декабре 2012 года будет запущен в ход новый участок Западного скоростного диаметра – от Богатырского проспекта до Скандинавии. Часть жителей Приморского района подарку не рада: новая развязка строится всего в 50 метрах от их домов, и шум в квартире будет такой, что невозможно заснуть. А недавно в арбитражном суде Петербурга состоялся процесс: те жители Петербурга, в квартиры к которым уже «пришла» скоростная дорога, пытались добиться компенсации от дирекции по строительству, но потерпели неудачу.

Треть петербуржцев проживает в домах в зонах превышения предельно допустимого уровня шума, рассказал «Моему району» президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков Андрей Ахматов. – Это Кубинская улица в Московском районе, Запорожская в Невском и Дунайский. В будущем, когда ЗСД достроят, в этот список придется включить еще и Морскую набережную на Васильевском острове. Причем на Кубинской хотя бы защитные экраны есть, а на Дунайском нет ничего. На Запорожской уровень шума превышает норму в 10 раз. И это сокращает сроки жизни на 10 лет. Потому что постоянный шум ведет не только к глухоте, но и к обострению сердечных и нервных заболеваний».

Жителей всех трех улиц можно только пожалеть: дома эти заселялись, когда крупные магистрали не строились, а в лучшем случае планировались. Дунайский проспект несколько десятилетий подряд представлял собой два тупичка: в Московском и Фрунзенском районах. Потом их наконец соединили виадуком, трассу тут же облюбовали грузовики, и в квартирах повис несмолкаемый шум. Запорожская превратилась в своеобразный рукав Кольцевой магистрали, а дома там и так старые… Тяжелее всех пришлось жителям Кубинской.

«Сначала трафик был большой, но терпимый, - пожаловалась нам «кубинка» Марина. – Потом улицу продлили до Митрофаньевского шоссе, и поток очень велик, и днем и ночью. А теперь, когда в ста метрах от наших домов появился Западный диаметр, жизнь стала кошмаром. Мы, не дожидаясь предложения властей, хотя нам что-то такое и обещали, установили стеклопакеты. Звук они удерживают, но вот вибрация… Знаете, мне даже зимой начинает казаться, что где-то рядом гудят комары… А еще нас стали пугать, что самовольно установленные стеклопакеты могут демонтировать, потому что, если окна выходят на улицу, то это надо согласовывать». 

В конце концов жители Кировского и Московского района пожаловались на строителей в суд. В марте арбитражный суд Петербурга постановил, что, несмотря на заключения экспертов о том, что уровень шума в квартирах повышен, заказчик строительства не должен нести ответственность за нарушение санитарных норм. Потому что отвечать за все, дескать, должен проектировщик.

- Если уж искать виноватого, то мы в конце концов придем к нашему первому мэру Анатолию Собчаку, - отметил Ахматов. – Это он одобрил прохождение трассы по половине петербургских районов с захватом Юнтоловского заказника. Сейчас, когда у нас заработала КАД, появилась дамба, от этого проекта можно было б и отказаться, но за него держатся. Проект был амбициозный: трасса мирового значения! Прямая дорога в Скандинавию! Средняя скорость 120 км/ч. И теперь вместо того чтоб проложить дорогу по дамбе, мы его воплощаем. А как получилось, что гражданам обещали один уровень шума, а они получили другой? Во-первых, в Петербурге нет шумового полигона для проведения такого рода испытаний. Во-вторых, замеры проводят по двум схемам. Одна основная: замер шума в диапазоне восьми октав. Вторая дополнительная, это когда акустики рисуют так называемую «кривую А». Когда трассу строят в непосредственной близости от жилых домов, требуется, конечно, применять обе системы. Но проектировщики словчили: знали, видимо, что результаты их не обрадуют, в некоторых особо хитрых местах применили только первую систему. Потом, когда выяснилось, что звукозащита не спасет от шумового воздействия при проезде многотонной фуры, было уже поздно.

Проблема ЗСД – еще и в том, что ее часть, прилегающая к жилым домам, приходится на эстакаду. Дело в том, что существуют разные типы звукозащитных экранов. Довольно эффективно работают бетонные, плотностью 39 кг на квадратный метр. Но их можно устанавливать только на грунте. На эстакаде водружают металлические: два листа металла, а посередине стекловата. Они весят в три раза меньше, но звук удерживают плохо. А какого-нибудь промежуточного решения до сих пор не найдено. Проложить же ЗСД невозможно, если учесть, что рядом заказник. Бетонные заградители установят только в Белоострове, но там, как назло, никто не живет.  

Стоит отметить, что экологи сейчас предлагают эффективный выход из ситуации, который не только не разорит строителей, но может даже обогатить. Как известно, в советские времена вокруг основного тогдашнего источника шума – железных дорог – строилась полоса отчуждения в виде гаражных кооперативов. И все были довольны. Автомобилисты – гаражами, мамы проживающих в районе подростков – тем, что их дети не пойдут гулять по рельсам, остальные жители – относительной закрытостью от шума. И сейчас, сколько бы гаражных кооперативов не пустили под снос, КАС при железных дорогах еще держатся.  Так что центр экспертиз ЭКОМ предлагает возводить вместо защитных экранов многоуровневые паркинги. Пока это предложение отклика не нашло.