Истории

Смольный отказался от скоростного трамвая на Садовой как минимум на год

Скоростная трамвайная линия на Садовой улице не откроется в срок. Три трамвая стоимостью 47 миллионов каждый, которые были закуплены специально для работы на этой линии, пока поработают в общем потоке. Чиновники успокаивают: скоростное движение все равно бессмысленно вводить, пока в городе пробки. Зато трамвайные лоббисты уверены: городские власти просто не справляются со своей задачей, поэтому передвигают сроки.

По заявлениям  Комитета по транспорту, трамвай на Садовой – от Гостиного Двора до площади Репина – должен заработать  ко Дню города. Это короткий маршрут, всего 3,5 километра. Но когда его продлят от Невского до Марсова поля (о дальнейших перспективах – на Троицкий мост – речь пока не идет), трамвай окажется едва ли не самым удобным способом добраться до нескольких городских музеев. Но он будет стоять в пробке, как стоят сейчас 49 и 181 автобусы. Автобусы, кстати, почти всегда набиты – значит, спрос на трамвайные перевозки имеется.

О том, что скоростного движения от Гостинки до Адмиралтейских верфей пока не будет, недавно рассказал глава Адмиралтейского района Николай Линченко. Он заявил, что выделенную полосу планировали сдать уже в этом году, но теперь запустят в 2013, и тогда от Невского до площади Репина можно будет домчать минут за пятнадцать. Конечно, таких чудес, кои рекламировали  на севере города вроде интеллектуальных светофоров, которые переключаются на зеленый при приближении трамваев, уже не обещают.  Пока достаточно установить делинеаторы, как на Большом проспекте ПС и на Большой Пушкарской.

Они якобы отсекают автомобильный поток от трамвайного или троллейбусного. Конечно, автолюбителям тогда останется для движения одна полоса, но, в конце концов, на Пушкарской это терпят, потерпят и на Садовой.  Но делинеаторов нет. На той же Петроградке они появились спустя четыре года после открытия самой «выделенки».

- Ерунда, можно спокойно заехать на этот делинеатор. А ограждения, как на Лиговском, ставить нельзя – центр города. Не с этого нужно начинать, а делать платный въезд в центр, - прокомментировал бывший вожатый трамвая, а ныне активист «Движения гражданских инициатив» Михаил Дружининский. Вот в других странах сделали хотя бы платную парковку – и появились средства для закупки современных трамваев, которые теперь настолько тихи и настолько незаметно вибрируют, что это стало по-своему опасно. Западные старушки не замечают, что трамвай подъехал вплотную, и лезут под колеса. А еще – трамвай очень долговечный транспорт. Он может проехать 50 тысяч км до первого ремонта. Но у нас их делают из плохого металла, так что они, конечно, ломаются.

Поскольку трамвайные кольца в центре ликвидированы, городу пришлось разориться на трамваи-тянитолкаи производства завода «Белкоммунмаш» из Белоруссии. Модель 843: трамвай с двумя кабинами, спереди и сзади, и пассажирскими дверями по обе стороны салона – рассчитана на то, чтобы ездить по типу электрички, не разворачиваясь, а просто съезжая в сторону, на соседнюю колею, и тогда задний вагон становится передним. Машинист просто переходит из кабины в кабину. Еще одной особенностью такого трамвая стал низкий уровень пола, что позволяет без труда зайти в вагон на роликах или даже костылях, вкатить коляску и т.п. Мест в вагоне немного – всего 66, зато трамвай способен разгоняться до 100 км/ч и экономить до 50 процентов электроэнергии благодаря двигателям переменного тока. 

Разгон до сотни – это, конечно, утопия. Нечто подобное горожанам обещали на проспекте Просвещения, а ведь там трамвай идет в стороне от машин. Прошло уже больше десяти лет, и до сих пор тамошний трамвай по скорости соперничает лишь с велосипедом. Если бы петербуржцы не ездили в соседнюю Финляндию, где трамваи запросто катаются по центру на 60 км/ч, они бы поверили, что это невозможно.

Так что история повторяется: сначала город закупает непомерно дорогие трамваи, потом использует их на обычных линиях, потому что рельсы для них оказались недостаточно хороши.

Лидер общественного движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Федоров рассказал, как складывалась трамвайная ситуация на Садовой в последние годы:

- Когда-то трамвай с Садовой заворачивал на Московский проспект. Рельсы с Московского убрали. Потом стали перестраивать Сенную площадь, но трамвайная колея осталась – ее просто передвинули с центра площади на ее южный край. К 2003 году площадь сдали, трамваи запустили снова, с большой помпой. Денег в ремонт, конечно, вложили немало, поскольку рельсы клали по новой технологии, вровень с асфальтом. Прошло всего два года, и в 2005-м трамваи там ходить перестали. Понимаете, трамвай в городе – вопрос политический. Как раз отмечалось 100-летие трамвая, и многие чиновники сказали, что не пристало нам в XXI веке гордиться таким брендом: трамвайная столица России. Маршрутки якобы лучше. Тогда вице-губернатор Полукеев, курировавший транспорт в городе, добился, чтобы трамваи из центра убрали. И сейчас возвращение трамвая – вопрос политический. Новые власти еще не договорились толком, где трамваи нужны, поэтому их возвращение застопорилось. Сейчас их, конечно, постараются вернуть. Но не везде. В Финском переулке, например, построили торговый центр прямо посреди улицы: кстати, там до сих пор не все площади могут сдать в аренду. Так что рельсы туда не вернутся. А когда-то  там смыкалось 8 маршрутов, как и положено у крупного вокзала.

share
print