На питерских улицах понемногу наводят порядок с парковкой. Во дворах зато царит прежняя вакханалия, и с началом весны, когда часть машин вернулась с "зимовок" из гаражей, она разгорелась еще больше. Когда местным жителям надоело ждать, пока полиция сама наведет порядок, они начали наводить его сами.
Взимать штрафы за плохую парковку – в отсутствие водителя – наши власти так и не научились. Сил придется потратить много, а штраф довольно куцый: 300 рублей. С июля штрафы станут гигантскими: и за парковку на тротуаре или неправильную парковку на улицах, но они все равно будут меньше, чем нынешние штрафы за стоянку на газоне. Одним словом, автолюбитель, один раз попавшийся на нарушении, впредь нарушать не будет. Пока штрафы не ввели, креативные петербуржцы разрабатывают свои методы для борьбы с парковщиками. Их можно поделить на три группы.
Цивильные
Бороться с незаконной парковкой должны уполномоченные органы. Задача – правильно их натравить. Заполнить, например, упомянутую форму: http://78.gibdd.ru/requests/violation-complaint
В идеале – сфотографировать это нарушение (плохая парковка) или заснять на регистратор (проезд на красный свет). И приложить запись к посланию. «Я отослал сообщение про соседа, который регулярно паркуется на газоне, и буквально через недельку во дворе появилась гаишная машина. Они переписали номера машин, запаркованных на газоне, вызвали водителей и составили протоколы. Больше водители так не делают. А ещё через неделю я получил письмо из местного отделения ГИБДД, там были копии протоколов и письмо за подписью начальника, что мой запрос удовлетворён», - пишет активный автомобилист в интернет-сообщество spb-auto.
Стоит отметить, что газон вообще-то не имеет отношения к дорожной сети, и следить за порядком на нем должны участковые и сотрудники районных администраций. Дела нарушителей разбирает не гаишный дознаватель и даже не мировой суд, а административная комиссия.
Второй способ – нажаловаться на парковщика в эту комиссию. Правда, она будет работать только если машина припаркована на газоне или, скажем, в песочнице. Пляж тоже подойдет. Летом в Курортном районе оформлялись десятки протоколов за незаконную парковку на береговой линии. Одним словом, это должен быть объект благоустройства, а не тротуар или велодорожка.
Алгоритм жалобы примерно такой же. Вызвать участкового, чтобы он составил протокол. Или самому сфотографировать авто и отправить снимок в районную администрацию, но тогда придется самому устанавливать личность водителя. Вручать протокол хозяину машину не обязательно: он придет по почте.
- Пять лет назад мы проводили заседания комиссии каждую неделю и приговаривали по 5-10 человек за парковку на тротуаре. Все адреса были нам знакомы, например, чаще всего встречалась Большая Конюшенная улица, где посередине бульвар. И казалось невероятным, что автомобили могут изо дня в день парковаться на пятачке, где дежурят одни и те же гаишники, - рассказывает глава административной комиссии Центрального района Татьяна Курова. – Но потом поток схлынул. Причина проста: муниципальные депутаты наконец-то позаботились о газонах и стали ставить оградки. В Центральном районе остался один адрес с неогороженным забором – на Артиллерийской улице. Но и оттуда приходит мало протоколов.
Активист Федерации автомобилистов России Дмитрий Шпейтельшпахер разъяснил: все дело в гаишных кампаниях. Объявят, например, операцию «Пешеход» - и тогда все патрули будут ловить пешеходов, переходящих улицу на красный свет. Объявят «спецсигнал» - и откроют охоту на тех, кто не пускает «скорую». А «парковку» объявят после 1 июля, когда штрафы возрастут: в Петербурге и Москве до 3000 рублей, в остальных городах до полутора тысяч. Плюс – оплата эвакуатора. Но эвакуировать с тротуаров будут мало.
- Нужен эвакуатор вертикальной погрузки, со стрелой, - пояснил Шпейтельшпахер. – У ГИБДД таких мало. У частников, получающих подряд на эвакуацию, и того меньше.
Еще одна причина, почему за тротуарную парковку штрафуют со скрипом, – формулировка в административном кодексе. Штраф назначается только тогда, когда транспортное средство создает помехи пешеходам. Слово «помеха» трактуется четко: это если пешеход был вынужден выйти на проезжую часть. А если он протиснулся между машиной и стеной и всего-навсего запачкался – это не помеха.
Все, как уже сказано, может измениться с лета, тем более что гаишники уже будут вооружены системой «Паркон»: видеокамера в машине, фотографирующая машины, запаркованные под знаком или на тротуаре, плюс система распознавания номеров. А дальше парковщики будут получать свои «письма счастья» - так же как нарушители скоростного режима.
- Вобще-то «Паркон» первыми применили казанцы, - говорит Шпейтельшпахер. – И что получилось? Из 120 протоколов тех казанских автолюбителей, которые обратились в ФАР за помощью, 95 нам удалось отбить в судах. У системы «Паркон» до сих пор нет должного сертификата, который позволил бы внести этот аппарат в перечень технических средств, значение которых приравнивается к вещдоку. Скажем, все алкометры в такой список внесены. А «Паркон» - нет. Правда, доказать эту мелочь и отбиться от штрафа можно только в суде. Те, кто в суд идти не хочет, обязаны платить штраф.
Не исключено, что к лету гаишники решат эту проблему. Тогда придется искать другие лазейки. Скажем, доказать, что машина не мешала проходу. «Я знаю только один тротуар, где хватает места и машинам, и людям, - говорит Шпейтельшпахер, - это Невский проспект. Но разве простые люди смогут запарковать авто на тротуаре Невского? К ним тут же подскочит гаишник и пригрозит если не законным наказанием, то какой-то каверзой. В то же время машины на невском тротуаре попадаются, в том числе бренд-мобили. Наверно, их связывают с ГИБДД какие-то особые отношения».
Хулиганские
Довольно безвредные методы борьбы – это предупреждения со стороны самих жильцов, совершенно неформальные. Что может быть проще: положить кирпич на капот заперевшей вас машины. Водитель увидит и поймет: в следующий раз этот кирпич не положат, а бросят. Впрочем, этот метод уже устарел. Класть спички тоже не модно.
Сейчас принято нарушителям что-нибудь дарить. Под дворники подсовывают презервативы в упаковке: «чтоб такие, как вы, не размножались». Фотографии этой же машины-нарушительницы, но обработанные в фотошопе так, что она выглядит сгоревшей. Это если хозяин нарушает правила изо дня в день.
Сюда же можно отнести вызов эвакуатора к машине-запирателю. В управлении ГИБДД нам заявили, что пожаловаться на нарушения правил парковки и вызвать эвакуатор во двор, чтобы утащить со стоянки заблокировавшую выезд машину – можно, но не факт, что эвакуатор приедет сразу. Если машина расположилась на газоне, точно никто не поедет.
Можно договориться с соседями и заказать вскладчину коммерческий эвакуатор. Опыт показывает, что его водитель обычно не спрашивает документов на автомобиль, так что ему можно рассказать историю: машина закрылась, документы внутри, и комплект ключей тоже, надо отвезти в сервис. А едва тот поставит машину на платформу – покаяться и попросить сгрузить ее обратно, но уже в другое место. Но за ложный вызов придется, конечно, заплатить.
Агрессивные
С недавних пор стали использовать пищевые атаки. На капоте и крыше машины якобы случайно рассыпают пшено. Остальное сделают птицы. На крышу совершенно случайно хулиганы роняют яйцо. Остальное сделает мороз: яйцо можно будет отодрать только вместе с краской.
В 2008 году о себе заявили гринбомберы. Они метили зеленой краской авто, припаркованные на газоне. Боролись за чистоту окружающей среды. Разрисовали несколько питерских автомобилей (но больше в Москве), выложили фото в Интернет и затихли. Не исключено, кстати, что и те фото были сфабрикованы. Страшно все-таки портить машину, когда вокруг могут быть развешаны видеокамеры. По этой же причине машинам перестали спускать колеса. Проткнуть на ходу – это одно, а выкручивать ниппеля – совсем другое.
Хит сезона среди хулиганов – вазелин, которым смазывают дверные ручки. Некоторые «готичные» личности предлагают разбрызгивать кровь и оставлять записку с одним словом: СПИД, но это метод глупый и бесполезный. Дождь и роса все равно все смоют.
Некоторые наказывают автомобилиста, заехавшего в чужой двор, тем, что выкручивают один или оба государственных регистрационных знака. В таком случае водителя, считают хулиганы, ждет ворох проблем и денежные траты. А милицию в свою защиту он привлечь не сможет. По закону, кусок жести с выбитыми на нем цифрами никакой ценности не имеет, значит, искать обидчика государство не будет.
Опрос, проведенный сообществом spb_auto, показал, что из 100 петербургских автомобилистов на газонах паркуются:
Никогда 36%
Всегда 4,9%
Иногда 20,8%
Случайно (не знал, что газон) 34,5%
И только половина водителей считают абсолютно неприемлемым парковаться на тротуаре.