Дивной красоты памятники в Ленобласти разрушаются на глазах.
К 1917 году на территории нынешней Ленинградской области было около 2000 усадеб.
В 2005 году авторы книги «100 усадеб Ленинградской области» с большим трудом собрали необходимый материал.
Примерно половина из описанных ими «гнезд» была полностью разрушена.
К сожалению, процесс продолжается.
Власть не торопится определить судьбу памятников – продать или сделать музеями.
Здания ветшают и разоряются вандалами. Так что спешите смотреть – многие из них поистине уникальны.
Его проектировщиком был близкий к дому Елисеевых инженер Владимир Тавлинов.
После революции усадьба была конфискована – в 1925 году здесь разместили Северо-Западный научно-исследовательский институт сельского хозяйства.
Но в середине 1980-х сотрудники института перебрались в построенное рядом новое здание, а уникальный дворец бросили на произвол судьбы.
За десять лет он был полностью разграблен и превратился в руины – администрация области не предприняла никаких мер, чтобы остановить этот процесс.
Несколько месяцев назад частный инвестор выкупил здание и собирается реконструировать его под частный дом отдыха.
Костел этот был построен первым хозяином имения, сыном фельдмаршала Петра Витгенштейна Львом, в память о своей жене Стефаниде Радзивилл – она умерла в возрасте 23 лет от чахотки.
«Проводить в костеле службы было не для кого, во времена Витгенштейнов здесь располагался музей Отечественной войны 1812 года, разграбленный после революции.
Разграблен был и семейный склеп – все мраморные плиты вывезли, а само помещение использовали для хранения картошки», – рассказывает архитектор Александр Семочкин.
Сейчас, по словам Семочкина, рассматривается вариант переоборудования костела в православный храм – если не найти хозяина зданию, то спасти его вряд ли удастся.
Деньги на ремонт из федерального и областного бюджета стали поступать лишь позднее.
Правда, федеральные органы власти о памятнике вскоре забыли, а областного финансирования хватает на оплату реставрационных работ в течение двух-трех недель в году – именно поэтому ремонт тянется до сих пор.
Между тем, это последний образец деревянного ампира, сохранившийся на Северо-Западе, – больше ничего подобного не осталось.
Здесь решено было устроить идеальную психоневрологическую больницу – минимум стеснения для пациентов, посильный труд, прогулки на свежем воздухе…
Патроном больницы была императрица Мария Федоровна, а возглавил ее известный психиатр Петр Кащенко.
Выстроенные в начале века больничные корпуса окружены замечательно красивым парком.
«Как не хочется из этого благолепия уезжать и возвращаться в свой дурдом», – сокрушалась одна из участниц во время пресс-тура по усадьбам.
Кстати, часть парка открыта для всех желающих – и бессмысленно читать его описания, сюда надо приезжать и смотреть, как, впрочем, и в другие сохранившиеся в области усадьбы.
Смотреть, пока не поздно, ибо дальнейшую судьбу областных памятников предсказать трудно.
По мнению архитектора Семочкина, власть должна озаботиться кадастровой оценкой памятников – что-то нужно сделать музеями или хотя бы законсервировать, что-то можно продать.
«Пока нет стратегии, о перспективах говорить не приходится», – резюмирует он.
Усадьбы расположены в Гатчинском районе. Доехать до них можно по Киевскому шоссе. Рождествено и «Сиворицы» (село Никольское) стоят прямо на трассе. Чтобы добраться до Белогорки и Дружноселья, нужно свернуть от Выры и доехать до Сиверской. На станцию Сиверская можно добраться по железной дороге, от нее ходят автобусы в Рождествено, Белогорку и Дружноселье. До усадьбы Сиворицы в Никольском ходят маршрутки от Гатчины. |