Город

В Петербурге билет "подорожник" будет пригоден для оплаты электрички

В конце года обладатели билета «подорожник» смогут оплачивать по нему проезд в пригородных электричках. А еще – перехватывающую парковку. Нововведение заметно облегчит жизнь петербуржцам, которые предпочитают летом жить за городом, а работать в Петербурге. Потому что стоять в очереди в билетную кассу, а потом к турникетам уже не придется. Главное преимущество «подорожника» – он приближает систему оплаты транспорта к европейским стандартам. Там одна из определяющих черт: заставлять людей поменьше думать о таких мелочах, как покупка билета, поскольку эту обязанность берет на себя умная техника.

Об этом «Моему району» рассказали в городском Комитете по транспорту. Там же пообещали, что «подорожник»  с апреля начнет работать во всех маршрутках, в том числе – пригородных.

Напомним, что «подорожник» – это смарт-карта, действующая по принципу электронного кошелька. На ней можно держать любую сумму и использовать для оплаты проезда, прикладывая к валидатору в автобусе или турникету в метро. Первые 40 поездок, сделанные в течение месяца, считаются по основному тарифу, затем идет понижающий коэффициент вплоть до удешевления поездки на 6 рублей. Пассажиры с математическим складом ума подсчитали, что никакой выгоды «подорожник» не несет, и тем, кто каждый день ездит одним маршрутом, выгоднее покупать билет типа «трамвай-троллейбус» или «метро-автобус». Тогда же родилась шутка, что «подорожник» – это от слова «подороже», а вовсе не от слова «дорога». А еще – что нужно придумать билет «конопля»: ездишь бесплатно, и всё тебе трын-трава.

 

Если подходить к этому вопросу серьезно, непонятно: как расширять возможности нового билета, если пока не все ясно с его нынешними обязанностями. До сих пор неясно, как платить «подорожником» в пригородных автобусах. 

Карты «подорожник» пользуются популярностью у населения. Неделю назад, как сообщил МР глава Комитета по транспорту Станислав Попов, была реализована 250-тысячная карта. Мы составили список основных покупателей карты. Он получился таким:

1. Экспедиторы и курьеры. Фирма оплачивает им проезд, и «подорожник» очень удобен для начальства и бухгалтерии.

2. Люди, которые ездят нерегулярно и в разные места. Например, пользуются в основном автомобилями или живут за городом и в Питер приезжают раз в неделю. Сумма на «подорожнике» не сгорает в течение трех лет, так что можно положить, скажем, тысячу и забыть про оплату транспорта на несколько месяцев.

3. Туристы.

4. Граждане, чьи офисы расположены на очень оживленных магистралях, где проложены автобусные, трамвайные и троллейбусные маршруты. Скажем, по проспекту Косыгина чего только не ходит. Когда у тебя, допустим, единый билет на весь наземный транспорт, ты можешь выбирать между автобусом, троллейбусом, трамваем, а вот в маршрутку или метро уже не сядешь. Потому что зачем платить лишний раз, когда у тебя «карточка»? А тут – сел, заплатил, и деньги никуда не пропали.

Зато горожане, изо дня в день катающиеся одним и тем же маршрутом, например, на трамвае, предпочитают простой трамвайный билет и правильно делают. Казалось бы: ну кто у нас сейчас ездит на трамвае, кроме студента и пенсионера? А вот ездят. А как иначе обогнать пробку на том же проспекте Косыгина, Испытателей или Дальневосточном?

Впрочем, сейчас можно купить карту «подорожник» и попросить, чтобы, скажем, автобусный проездной залили именно на нее. Тогда ее можно будет использовать в двух качествах: как проездной и как электронный кошелек для разовых поездок на маршрутке.

У пассажиров, уже пользующихся «подорожниками», претензий к нему две. Первая. Взаимодействие с контролерами и водителями. Почему-то и тому, и другому трудно доказать, что ты уже прислонил карту к валидатору и списал поездку. Опять-таки: единая карта означает, что проезд уже оплачен: ее прокатывай-не прокатывай – свои деньги транспортники уже получили. А каждый обладатель «подорожника» – потенциальный заяц. Так, во всяком случае, считает водитель.

«Когда я вошла в троллейбус, я сразу прокатила карточку. А на остановке водитель открыл только свою дверь и не выпускал меня, пока заново не прокатил мой «подорожник», – рассказала петербурженка Анастасия. – В итоге с меня списалось две поездки, хотя водитель уверял, что вторая не спишется. Оказывается, каждый валидатор в троллейбусе считает по-своему, и в общую систему они не объединены. Конечно же, водитель про это знал. Просто поступил по-свински. А надо было подозвать его к тому валидатору, где я уже прокатывала карточку, и прокатить ее еще раз, у него на глазах. Или не платить в первый раз, а только при выходе. Я теперь так и делаю».

Другая пассажирка пожаловалась, что на ее основном маршруте транспорт теперь так и работает – без кондуктора. «И прикинь, каково это, через переднюю дверь с коляской пролезать! Впрочем, это лучше, чем турникеты на входе, как было в Москве».

 

В комитете по транспорту заявили, что описанная ситуация – это нонсенс, ибо все валидаторы в автобусе подключены к единому бортовому компьютеру. Что касается единственной открываемой двери, то здесь налицо нарушение водителем должностной инструкции. И на это можно жаловаться по горячей линии: 5765555, сообщив по телефону время инцидента и номер маршрута. Водителю объяснят, что он не прав. 

Вторая проблема тревожит пока только аналитиков. Дело в том, что универсальный билет – это первый шаг на пути к позонной оплате проезда. Организовать это очень просто: заставить прикладывать билет и на входе, и на выходе: компьютер сам сосчитает километраж. Еще несколько лет – и тот, кто в транспорте ездит больше – будет больше и платить. Оно, конечно, справедливей, но не получится ли так, что для горожанина личный транспорт будет выгодней? А ведь задача чиновников – пересадить граждан на общественный.

В Комитете по транспорту этого и не скрывают.

 

- Да, на Западе давно приняли универсальные билеты на транспорт: платишь деньги и катаешься целый час, пересаживаясь с метро на трамвай, с трамвая на фуникулер, - рассказал пресс-секретарь Комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев. – Вот и наши «подорожники» когда-нибудь придут к такой же системе. Но у нас в нее же будут включены электрички и маршрутки. Конечно, километраж будет учитываться, на железной дороге без этого никак. Техническое решение уже есть – будут работать действующие турникеты и ручные валидаторы у контролеров, на сегодняшний день проводится разработка необходимого программного обеспечения. Зато когда заработает, людям даже не придется стоять в очереди за билетом. Иди прямо к турникету и прикладывай карту. 

– А как же быть с тарификацией? Сейчас даже пригородные автобусы, например, «Петербург – Зеленогорск», не могут позволить себе принимать «подорожник». Потому что стоимость поездки – не 21 рубль, а 42 или 63. Тот, кто едет до конца, платит как за три поездки. Тот, кто только до Сестрорецка, – как за две. Кондуктор, конечно, может подойти к пассажиру три раза за рейс и заставить его приложить карточку к трем разным валидаторам. Но это трудоемко очень.

– Для этого и продумывается система позонной оплаты. С прикладыванием карты на входе и выходе.

Сейчас в городе всего несколько маршрутов коммерческого транспорта оснащено «подорожечными» валидаторами. Это маршруты «Площадь Александра Невского» – Купчино, Автово – Лигово, проспект Ветеранов – ул. Маршала Жукова, гостиница «Прибалтийская» – Лиговский проспект, Ленинский – Доблести, «Московская» – «Волковская», Купчино – Коммуны. Все эти маршруты обслуживает одна компания – ООО «Шпунт-Северо-Запад». А с остальными пока ведутся переговоры. Конечно, перевозчикам не нравится, что все деньги будет сначала получать Комитет по транспорту, а уже потом – транспортная компания и водитель. Еще меньше это может понравиться самому водителю.

Поскольку «подорожник» пока действует только на городских маршрутах, то и электрички он на первых порах охватит лишь в городской черте. Вероятней всего, первыми на очереди окажутся маршруты, конечные станции которых оснащены турникетами: Зеленогорск, Пушкин, Петергоф и т.п.