Митинг на Исаакиевской площади: хроника событий и фоторепортаж
Революция в Петербурге отложена: на Исаакиевскую площадь вышло едва ли полторы тысячи человек вместо обещаных пяти тысяч. И почти столько же бойцов омона. Бой участников несанкционированной акции против полицейских был явно неравный: значительную часть протестующих повзязали, причем достаточно быстро и умело. Впрочем, оставшиеся на свободе явно не собираются сдаваться. Корреспондент "Моего района" был в самой гуще событий. Ниже — хроника протестного митинга 5 марта.
Сейчас уже можно отдышаться и подвести итоги. Сегодня, 5 марта, рядом с Законодательным собранием Петербурга, прошла несанкционированная акция против итогов президентских выборов в Петербурге. Участников было примерно 1,5 тысячи. Задержали не менее 200. Среди задержанных — известный историк Лев Лурье и несколько случайных прохожих. А начиналось все относительно мирно.
17:30. На "Гостином дворе" полиция. На "Адмиралтейской" полиция. На "Сенной" полиция. Проверяют документы. У сотрудников правопорядка внезапно сменились приоритеты: если раньше останавливали пьяных, неопрятных или "нерусских", то теперь — молодых людей студенческого вида. Вот она, новая опасность: студент. Предполагается, что именно молодежь составит основу протестного митинга. Ловят на подходах.
18:00. Исаакиевская площадь. Картина маслом: относительно хрупкий омоновец фотографирует другого такого же на фоне Исаакиевского собора. Оказалось, оба "космонавта" — девушки. Видимо, из провинции — на митинги часто пригоняют псковский или мурманский омон.На площади вплотную припаркованы полицейские автобусы. 50 или 60 журналистов столпились на Синем мосту. Людей которые пришли на несанкционированный митинг против итогов президентских выборов, пока всего около трех сотен, но тротуары постепенно заполняются. Митингующие появляются из каких-то совершенно неожиданных переулков.
18:05. Вдоль Мойки выстроился целый караван. Люди готовы в нужный момент выйти на площадь, а пока — просто стоят по одному, облокотившись на чугунную решетку. Закона не нарушают. Капитан полиции бродит с мегафоном и скучным голосом просит освободить тротуар - "не препятствовать проходу пешеходов". Над ним посмеиваются.
18:10. Под конвоем водят съемочную бригаду"Пятого канала". Для их же пользы, очевидно. "Освободите проход!". Но снимать пока некого и нечего. Так что все объективы направлены на чудаковатую бабку с иконой. "Это русская земля!2 - кричит она. На всяком митинге есть несколько таких странных личностей
18:15. Парень с закрытым лицом кричит "Россия без Путина". Его не поддерживают. Люди еще не осознали свою силу. Полиция вяло вещает в мегафон: "Покиньте проезжую часть. Не подвергайте свою жизнь опасности". Реплику встречают дружным смехом. Пожалуй, это первый момент, когда протестующие почувстовали свое единство.
18:25. Люди на Исаакиевской площади — в состоянии немного нервного, приподнятого веселья. Все знакомятся друг с другом и очень вежливы при этом, многие встречают старых знакомых. Типичный диалог, абсурдный на фоне тройного ряда двуметровых омоновцев в сверкающих касках: "Ну что, Марина Федоровна, придете на мой концерт в Консерваторию? — Извините, Петр Иваныч, если на 15 суток повяжут — просто не успею". Впрочем, на площади не только интеллигенция. Гораздо больше молодых лиц — эх, не зря студентов шерстили на выходах из метро. Есть и завсегдатаи протестных митингов, но их немного. Сегодня на площади новые лица.
18:30. В толпу десантируется — иного слова не подобрать — сопредседатель петербургского"Яблока" Максим Резник. Он окружен плотной стеной омоновцев и журналистов. Ссорятся, чуть не дерутся. Наконец приходят к согласию: у Мариинского дворца пройдет санкционированная встреча депутата со своими избирателями, прямо на крыльце. Полиция в недоумении. Все по закону. Около ста человек вслед за Резником двигаются к Заксу.
18:35. Полиция отрезает Резника со свитой от основной массы. Это сближает, и люди в закутке тут же начинают скандировать "Россия будет свободной" и "Россия без Путина". Началось. Вся площадь подхватывает крик. Вот он, момент когда что-то может произойти.
18:40. Как работает отряд полиции особого назначения: трое-четверо самых рослых омоновцев берут самых активных протестующих под руки. Тех, кто дергается - за руки и за ноги. Командуют оцеплению: "Держим. Пускаем. Закрываем". Берут по одному. Полицейская фаланга работает надежно, это машина. Все отрепетировано. Омон очень организован и действует с холодным профессионализмом хирурга, чего не хватает протестующим. Закуток у Закса очищен за пять минут. Полиция начинает разделять толпу на куски. Сто человек блокировано на Синем мосту. Двести оттеснили в сторону "Астории". Пожилой интеллигент говорит жене с кинематографиеской интонацией: "Милая, погляди, кого они пригнали по нашу душу. Это же тупиковая ветвь эволюции". В этот момент — да, как в кино — их обоих подвхватывают под руки и несут к автозаку. За то, что "препятствовали движению". Мужчины кричат "Позор". Женщины просто кричат. Их почему-то очень много задержано на этом митинге.
19:10. Трое огромных омоновцев хватают девушку в белом пальто. "Я журналистка" - кричит она с иностранным акцентом. Наперерез бросаются еще двое людей с фототехникой и — откуда ни возьмись - Максим Резник. Девушку отбивают. Это Каролина, студентка из Финляндии. Она в России с декабря, пишет про протесные митинги, но никогда не видела полицию так близко. Ей страшно, но она держится. "Я понимаю... Очень плохо, если задержат иностранца. Только поэтому я на свободе, да?"
19:15. На Большой Морской подняли черно-красные флаги. Это анархисты. Самые смелые и бесшабашные из тех, кто выходит на площади. Группа парней и девушек с флагами бежит по улице. Кто-то зажег фаера. За ребятами гонится омон. Панцири у полицейских тяжелые, они отстают, но знаменосец спотыкается и его "винтят".
19:20. Все улицы на подходе Исаакиевской полны людей. Пожалуй, их около 3 тысяч. Они были совсем рядом, но не рискнули выйти на площадь. Ждали, чем закончится дело. Сейчас они расходятся по домам.
19:30. Людей от Мариинского дворца окончательно оттеснили. Остатки - в сквере у Исаакиевского собора. По всей видимости, задержана десятая часть протестующих, не менее 100 человек, может больше. Омон продолжает прессовать людей. Теперь берут всех подряд — тех, кто ступил шаг за тротуар, тех, кто слишком громко разговаривает, тех, кто слишком много фотографирует. Полицейские — наверно, случайно — ударили молодую женщину в живот, она кричит от боли. Со стороны Мойки подходят мужчина с сыном. Они тут правда случайно, туристы, думали — шумно, значит городской праздник. Сына берут под руки и тащат к автобусу— он слишком неформально выглядит — отец остается на тротуаре и не может вымолвить ни слова.
20:30. На площади все еще остаются люди. Они полны решимости. Они ничего не выкрикивают. Просто молча стоят и никуда не собираются уходить. Пригнали водометы. Водометы против двухсот человек.