На велодорожки в Петербурге потратят 2 млрд
Петербург должен стать велосипедной столицей Европы. Потому что северный, плоский и достаточно богатый с большой популярностью скучающего офисного планктона. Потому что здесь живут болезненные люди. Потому что много университетов, а студенту сам бог велел ездить на велосипеде. Петербург не станет велосипедной столицей. Потому что это потребует вмешательства во внешний облик улиц, являющихся объектом культурного наследия. Потому что в городе мало честных людей. Потому что велосипедистское лобби всегда будет слабее, чем пешеходное и автомобилистское.
И все таки велобайкеры и транспортные чиновники не теряют надежды пересадить горожан на здоровый транспорт. Стратегия велосипедизации разработана до 2025 года. В ближайшие три года будет окончательно составлен адресный список будущих велодорожек, правда, его первый вариант был готов еще в 2005 году, разработаны новые законы и начнется строительство. Дорожки положено строить так же, как обычные магистрали: с подушкой, щебнем и хорошим слоем асфальта, а перед этим еще проводить геодезические изыскания. Так что для начала Комитет по транспортно-транзитной политике попросил на реализацию проекта 2 миллиарда рублей, а дальше будет видно.
Самым велосипедным городом Европы давно и заслуженно считается Хельсинки. Здесь наибольшее число велодорожек по отношению к общей площади дорожной сети. Стокгольм на втором месте, с большим отрывом. Затем идут Копенгаген, Ганновер, Мюнхен, Вена и Париж. В основном, это северные города. А дело в том, что где-нибудь в Испании летом на велосипеде ездить невозможно, это все-таки потогонное занятие. Зато в Петербурге и Хельсинки можно колесить по городу 7 месяцев в году, без риска получить тепловой удар. Но если опросить петербургских велобайкеров, то окажется, что большинство из них пользуются двухколесным другом ради релакса. Ездить на велосипеде в гости, а тем паче на работу и в магазин хотят единицы.
- Для этого хорошо бы иметь душ на рабочем месте, - отметил глава комитета по транспортно-транзитной политике Алексей Бакирей, который, тем не менее, поддерживает идею пересадить население на велики.
Известный петербургский велосипедист, глава ООО «Велопитер» Илья Гуревич вспоминает, что ездил на велосипеде на работу, когда уже стал начальником, а все подчиненные, тем временем пользовались машинами. Сейчас в стране известны три крупных велоклуба, и два из них базируются в Питере. Каждый год намечается явный приток новых адептов. Но армия автомобилистов растет быстрее. Отсюда загазованный воздух, постоянный шум, болезни населения: сердечно-сосудистые, простатиты, ожирение, диабет, депрессии – все это, пор мнению Гуревича, может вылечить велосипед. А спросишь, почему люди не хотят послать к черту гаишников, страховщиков, автосервисы, автомойки, дорогой бензин, проблемы с парковкой – и не пересядут на велосипед, и все отвечают одно и то же:
- Чтобы не убили, нужны обособленные дорожки. Длинные. Из района в район. Вот тогда да, можно будет ездить на велосипеде по делам, а не по парку.
Адресный список улиц с будущими велодорожками включал 115 названий, а общая протяженность велодорожной сети превышала 150 км. По схеме все выглядит идеально: сел на велосипед, скажем, на улице Савушкина и слез с него у Южно-Приморского парка. Это потому, что дорожка почти не затрагивает центр. Но если я хочу ездить в центр на работу?
- В центре обособленных дорожек не будет никогда, - заявил Бакирей. – В лучшем случае – пешеходно-велосипедные дорожки вместо тротуаров, как в Вене, и то не факт, что это у нас приживется. Да, на Невском тротуар широкий. Но его такими сделали, исходя из четких размеров пешеходопотока. Забирать целый метр у пешеходов – невозможно в принципе. Про автотранспорт и говорить нечего.
Так что результат пока предсказуем: из 115 дорожек заработали две. Первая действует уже давно: она идет вдоль Муринского ручья и проспекта Луначарского. Есть шансы, что ее продлят до конца улицы Руставели, потом завернут на Пискаревский, а там и до Свердловской набережной недалеко, чей тротуар, кстати, и представляет собой классическую велодорожку, ибо пешеходов там мало. Вторая дублирует дорогу на Пушкин. Она идет вдоль Софийской улицы. Да вот беда: разминуться с Кольцевой автодорогой на ней невозможно. Ни подлезть, ни обойти. Фрунзенский район – вообще пионер в велосипедном движении. Первая дорожка на тротуаре появилась тоже здесь, на проспекте Славы.
В этом же году заработает третья дорожка – на Крестовском острове.
На карте видно, что все они начинаются пока ниоткуда и ведут в никуда.
Но шансы увидеть велодорожки в центре все равно есть, хоть и небольшие. Во-первых, в центре есть улицы-бульвары: Большая Конюшенная, Конногвардейский: дорожку можно проложить посередине, между рядами деревьев. Во-вторых, возможно появление велопешеходных тротуаров, на которых будут устанавливать специальные знаки.
Не менее удобным станет вариант по внедрению велосипедных парковок-перехватчиков около метро. Зарубежный опыт есть. Например, bike-sharing то есть велообмен. Сдал велосипед на станции «Старая Деревня», получил другой такой же на «Чернышевской». Едешь на работу. Потом обратно. Впрочем, этот вариант нам не подойдет: работают-то все в центре, а живут на окраинах. И даже если все поменяется: бизнес-центры и вузы загонят поближе к КАД, все равно ничего не выйдет. Воруют, как сказал Карамзин. Будут воровать и частные велосипеды, и принадлежащие прокатным фирмам.