Общество

Только трое из 68 подростков смогли прожить без гаджетов 8 часов

Петербургский детский психолог Екатерина Мурашова провела эксперимент: попросила 68 подростков от 12 до 18 лет на 8 часов выключить телефоны, компьютеры, плееры, ТВ и ни с кем не общаться.

«Легкотня!» - решили детки и побежали домой. Итог: 8 часов без гаджетов выдержали только трое школьников. «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет» - говорили они. 65 человек признали свою полную зависимость от социальных сетей, Интернета, телефонов и ТВ.

Более того, подростки жаловались на приливы жара или озноб, головокружение, тошноту, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове. Почти все испытывали беспокойство вплоть до «панической атаки».

У троих возникли суицидальные мысли.

«Я и подумать не могла, что для подростков одиночество окажется настолько травматичным, а встреча с собой настолько пугающей. Я думала, что подростки в одиночестве просто подумают о чем-то новом для себя… Если бы я знала, какая это будет пытка для них, я даже бы не начинала эксперимент!» - говорит Екатерина.

Удивительно то, что дети добровольно согласились побыть в одиночестве, у каждого был подробный план занятий, ведь им было разрешено читать книги, готовить, заниматься творчеством, играть на музыкальных инструментах.

Трое ребят, которые все-таки смогли 8 часов побыть наедине с собой, занимались любимыми делами. Один мальчик клеил модель парусника, с перерывом на прогулку с собакой. Другой разбирал свои коллекции насекомых и пересаживал цветы. Никаких страданий они не испытали.

Третья – девочка - писала дневник, правда, литературно описывая свои мучения.

Еще одна настораживающая деталь – когда подростки срывались, они в первую очередь звонили по телефону или начинали писать друзьям в социальных сетях.

«Я уверена, что почти все мои ровесники в этом возрасте побежали бы общаться в реальности, хотя телефоны у нас тоже были» - говорит Екатерина. Готовы ли сегодня подростки вкладываться в реальную, а не виртуальную дружбу? – задает она себе еще один вопрос.

Причина таких результатов эксперимента, по мнению психолога, - современных детей слишком много развлекают, и они не умеют сами себя занять, не встречаются сами с собой.

Родители контролируют каждый шаг ребенка, его время расписано – с 1,5 лет «развивающие» центры, кружки, бассейн, английский… Жалкие остатки времени поглощает Интернет и социальные сети. В итоге внимание подростка постоянно кем-то занято, он не успевает лучше узнать самого себя.

«Да, общение, стремление к группированию стоят на первом месте в подростковом возрасте. Но он все-таки должен мочь быть и один!» - объясняет психолог.

На исследование Екатерины, после его появления в Интернете, отозвался 26-летний молодой человек. Он написал психологу письмо. По его словам, ему тоже было бы трудно обойтись без гаджетов, но проблема в другом.

«Ну даже если мы усилием воли заставим себя остановиться, - писал он. - отключим все гаджеты и заглянем внутрь себя – где гарантия, что там есть с кем встречаться? А если я обнаружу, что ТАМ, внутри, никого нет?».

Такой гарантии психологи, конечно, не дают.

В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек.

Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) трое подростков: два мальчика и девочка.

Семеро выдержали пять (и более) часов.

Остальные — меньше.

Что делали подростки во время эксперимента

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало тошнить;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась. Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, 3 позвонили родителям, 5 пошли к друзьям домой или во двор.

Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры.

Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.