Нашлась «свидетельница» полета Чкалова под мостом!
Жительница Петербурга Надежда Александрова утверждает, что Валерий Чкалов пролетел-таки под Троицким мостом ради ее золовки Ольги.
Историки авиации утверждают, что полет Чкалова под Троицким мостом — легенда без доказательств. Еще в 1990-х годах Александр Соловьев, директор тогда Ленинградского государственного музея авиации, камня на камне не оставил от этого красивого мифа.
Ведь все считали, что Валерий Чкалов пролетел под мостом в 1927 году ради своей любимой, будущей жены Ольги. Но та этот факт опровергла.
Еще одна Оля
И вот сенсация! В редакцию «МР», после выхода материала о съемках фильма «Чкалов», позвонила 86-летняя Надежда Николаевна Александрова. И обескуражила: «Валерий, точно вам говорю, пролетел под Кировским мостом (так она по старинке называет Троицкий. — Авт.)! И сделал это, когда ухаживал за сестрой моего мужа Олей Александровой, еще до женитьбы!»
Надежда Александровна живет одна на Саблинской улице, в просторной квартире с лепными потолками и старинными окнами — некогда жилище большой семьи Александровых: ее свекра и свекрови, их четырех сыновей и четырех дочерей.
«Я здесь живу уже 64 года, с тех пор как вышла замуж. И уже одна храню наши семейные истории…» — печально говорит она, дрожащими пальцами приглаживая единственную сохранившуюся фотографию 1923 года.
На фото взгляд притягивается к четырем красавицам — сестрам Александровым: Шуре, Асе, Оле и Лизе. Их, как вспоминает Надежда Николаевна, называли «петербургскими красавицами» — никто не мог оторвать взгляда, когда сестры-модницы выходили гулять.
Слева направо — Шура, Оля, Лиза и Ася
«Оля рассказывала, что в молодости за ней ухаживал военный из НКВД, старше ее, и Валера Чкалов. Валерий сделал ей предложение, но он был молод, беден, никакого еще звания. А военный уже с положением. Валерий ухаживал за ней долго, помогал матери по хозяйству… Но Ольга сомневалась. И сказала ему, что он еще в жизни ничего особенного не совершил».
Тогда-то, по словам рассказчицы, он и сказал девушке прийти на мост Равенства (сейчас Троицкий), встать на середину.
«Это было днем, свидетелей почти и не было. Она пришла, а его нет. И вдруг он летит прямо на нее. Ольга схватилась за перила. А он пролетел под мостом. Она так и застыла от страха. Ей помог дойти до дома прохожий. В этот же вечер Чкалов пришел к ней домой — сказал, что его выгнали из авиаэскадрильи. И что ей надо выбирать прямо сейчас — быть с ним или нет. Она выбрала второе…».
Точно, в каком году это случилось, Надежда Николаевна не помнит. Потом Оля вышла замуж за своего военного, и они переехали. Последний раз они с Чкаловым виделись в ЗАГСе Петроградского района, куда пришли регистрировать детей.
Всю жизнь Ольга проработала на «Ленфильме», шила шляпки, например, все дамы в фильме «Дама с собачкой» — это ее работы, утверждает Надежда Николаевна. «Была она простой, открытой женщиной и вряд ли все это придумала!» — считает она.
От судьбы не уйдешь
Муж Ольги, работая в НКВД, со временем начал выпивать и умер.
Остальных красавиц-сестер жизнь тоже не обласкала.
Старшая Шура, известная модистка, умерла в годы войны. Но не от голода — от любви. Ее муж написал ей с фронта, что полюбил медсестру. У женщины не выдержало сердце.
У Аси был гражданский брак, но вдруг выяснилось, что муж помолвлен. Его отец запретил ему жить с Асей. Он ушел от нее под давлением отца. Ася чуть не покончила с собой, выстрелив себе в грудь из пистолета Олиного мужа-военного. Но попала в легкое, и ее спасли. Позже она вышла замуж за Михаила Шапиро, брата известного советского оператора Евгения Шапиро.
Лиза многие годы встречалась с женатым мужчиной. Он заботился о ней, помогал выжить в блокаду, однако всю жизнь ей было очень одиноко.
«Мама» первых шестилеток
Сама Надежда Николаевна похоронила мужа и сына. Всю жизнь она проработала в детских садах Петроградского района. Именно ей в конце 1980-х годов поручили подготовить первых ребят, которые пошли в школу с 6 лет. За это ее наградили медалью «За трудовую доблесть», чем она очень гордится.
«Я несколько лет назад звонила в одну газету, где писали, что полета Чкалова не было. Но меня там слушать не стали…» — говорит она. Кроме памяти, доказательств у нее нет.
«Этого не могло быть!«
Владимир Король, историк авиации, член Союза писателей
— В свое время я писал рецензию на книгу жены Чкалова Ольги Эразмовой и лично спросил ее, был ли факт пролета под мостом. Она ответила, что при ней этого не было.
Также я встречался с механиком Прошляковым, который работал с Чкаловым — он также сказал, что пролета не было. В Институте истории РАН историк Радимов, бывший начальник Академии Можайского, который был в молодости в отряде Чкалова, также этот факт опровергает.
Потом я встретился с Зархи, заведующим «Аэроклуба-Аэромузея», в котором занимался Чкалов — там тоже о полете ничего не слышали. Есть и другие компетентные мнения, что никакого полета не было.
Правда, однажды зимой Чкалов, терпя бедствие на самолете, пролетел под железнодорожным мостом в окрестностях города, при этом самолет зацепился за опору, упал, а сам Чкалов ушиб голову.
Надо сказать, что сама личность Чкалова была вознесена искусственно — просто он понравился Сталину. Стране нужны были герои. Он не был высококлассным летчиком, много пил и погиб, в общем-то, от безрассудства: ему поставили задачу только подняться в воздух и приземлиться. А он полетел, нарушив приказ. Доказано, что накануне он хорошо выпил.
В газете «Петербургский дневник» в 2007 году вышла нашумевшая статья Александра Соловьева, бывшего директора Музея авиации Ленинграда. Соловьев также считает, что и сама особая роль в авиации Чкалова и его пролет под мостом — мифы. Он приводит множество документов о пьянстве, дисциплинарных взысканиях, судебных приговорах Военного трибунала.
Факт пролета под мостом, пишет он, был придуман режиссером Калатозовым на съемках фильма «Валерий Чкалов». Он, по рассказам, вспомнил, что слышал о таком полете какого-то летчика еще до революции.
«Под мостом можно пролететь только днем. Среди бела дня на набережных всегда полно народа. Должно было быть множество очевидцев. Но их нет. Ни одного! Ни одна ленинградская газета периода 1924−1928 годов о таком пролете не писала. В 1940 году газеты с восторгом писали о пролетах под Кировским мостом Евгения Борисенко во время съемок фильма «Валерий Чкалов». А вот сам реальный Чкалов ни под каким мостом в Ленинграде никогда не летал» — утверждает Соловьев.