Почему большинство социальной рекламы и публикаций в СМИ, направленных на противодействие наркомании, несут в себе на самом деле скрытую наркотическую пропаганду.
Сегодня в Петербурге эксперты обсуждали, как антиреклама наркотиков превращается в их рекламу. По данным Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, большинство социальной рекламы и публикаций в СМИ, направленных на противодействие наркомании, несут в себе на самом деле скрытую наркотическую пропаганду.
Основная проблема, по мнению экспертов, на данный момент в том, что у людей сложились совершенно абсурдные понятия «легких» и «тяжелых» наркотиков. Молодые люди, употребляя допинговые вещества на вечеринках, вовсе не считают себя наркоманами.
Рекламные плакаты, призывающие к отказу от наркотиков, зачастую составлены некорректно, считают в Центре коммуникативных исследований. Даже если десятью чертами перечеркнуть шприц, наркоман со стажем все равно захочет употребить.
Эксперты нашли способ сменить антипропаганду: вместо избитого и недейственного изображения перечеркнутых шприцов и прочего, в социально рекламе решено показывать, как живется человеку, в жизни которого нет места наркотикам.
Еще одна проблема - информация в Интернете, которая вызывает интерес к употреблению наркотиков. Управление Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков 30 сайтам 10 провайдеров Петербурга уже предъявило исковые заявления.
Даже сообщение в СМИ о том, что в таком-то клубе было задержано столько-то лиц, принявших запрещенные препараты, может иметь пагубный эффект – молодые люди потянутся туда, как к месту, где точно можно достать наркотик.
Информация и некоторые намеки встречаются в текстах песен, названиях коллективов, принтах на одежде. Рассказы о жизни звезд шоу-бизнеса, обязательным эпизодом жизни которых является употребление наркотиков, несут в себе ту же скрытую рекламу, может создаться впечатление, будто это атрибут богемной жизни.
На данный момент нет отлаженного механизма фильтрации по этой теме, и бороться с такими явлениями затруднительно. К тому же, как обычно, не хвататет финансирования.