Истории

Оскаровский номинант снимает драму о российских космонавтах

Режиссер Константин Бронзит рассказал MR7 о современной мультипликации, кризисе идей, котах и бороде в преддверии международного фестиваля "Мультивидение", куда он приглашен в жюри.

КАРАНДАШ. Все рисованные мультфильмы до сих пор делают при помощи карандаша. Так во всем мире. Диснеевская «Принцесса и лягушка», выпущенная два года назад, тоже нарисована карандашом. Компьютерная графика – не хуже и не лучше. Это просто другой инструмент. «Суперсемейка», например, компьютерная, чем плоха?

КРИЗИС ИДЕЙ. Сейчас на «Мельнице» в производстве «Три богатыря на дальних берегах» (выход через год), фильм «Иван Царевич и серый волк» (премьера - 29 декабря) и патриотическая история про древнюю осаду Смоленска с рабочим названием «Крепость» (выход – в 2013 году). Еще сериал «Барбоскины», в популярной сегодня 3D графике, первый сезон которого идет в «Спокойной ночи, малыши».

В этом плане двум петербургским мультипликационным студиям («Мельница» и студия «Петербург», которая снимает «Смешариков») повезло – мы работаем «прямо в эфир». Наши мультфильмы публика знает. Но, мне кажется, наблюдается кризис идей. Я всегда привожу в пример Голливуд. Там такое разнообразие современных историй – от «Корпорации монстров» до «Суперсемейки». Где они находят идеи? Поражаюсь.

Но как-то ищут люди, современно мыслят. В библиотеках американских студий со времен Уолта Диснея собирают гигантскую коллекцию литературы со всего мира, но придумывают они оригинальные истории. У нас пока сказки, фольклор – видимо, нашему зрителю они всё ещё нравятся.

Режиссеров в России худо-бедно можно найти, а талантливых сценаристов почему-то мало. Отсутствуют сильные авторы. Каждый год высшие режиссерские курсы и ВГИК выпускают драматургов, но почему-то их не видно, мы их не знаем и не знаем их работ.

Мы все время ждем сценариев. Ведь как «Алеша Попович» родился? Не из недр студии. Братья Свешниковы с Украины прислали нам сценарий по интернету. Конечно, он перерабатывался, но идея пришла извне. И на тот момент – в 2004 году - это было свежо, интересно, забавно. А сейчас нужны новые идеи.

Конь Юлий снова появится в новом фильме "Три богатыря на дальних берегах".

РЫНОК. Раньше государственный телеканал показывал государственные мультфильмы. Но однажды все треснуло, и наступил рынок - все стало частным: и производство, и прокат. Чтобы сегодня телеканал показал мультфильм, его надо купить. Иногда продюсеры просят слишком много денег, и телеканалу выгодней купить на каком-нибудь кинорынке западный мультсериал 20-летней давности и пустить его в эфир. Там оптом дешево продают давно отработанный товар и рады любым копейкам.

Гораздо дороже для телеканалов связываться со штучной продукцией. Поэтому ее вы точно не увидите. Только на фестивалях. Бывает, на канале «Культура» показывают анимационное кино - я как-то наткнулся ночью на мультфильм Вани Максимова «Ветер вдоль берега».

В России проходит всего один международный фестиваль «Мультивидение». Для сравнения: в Германии проводят до 15 фестивалей анимации. На фестивалях Россия представлена 1-3 фильмами (нас можно сравнить с ЮАР в этом смысле). В лидерах Франция (четверть всех конкурсных фильмов), на втором - Британия.

На "Мельнице"  рисуют пятую часть истории про богатырей.

ПРОКАТ. Во Франции (Бронзит в 1998 году жил в Валансе и работал на студии «Фолимаж», является членом Французской кино-академии «Сезар» - прим. ред.) есть отдельные кинотеатры (их немного), которые показывают сборники анимационного кино - как французского, так и мирового - на 1,5 часа. Можно купить билет на блокбастер со Шварценнегером или на сеанс современных мультфильмов. Мы дефективные в этом плане. Почему-то в Европе не только о деньгах думают.

ПЕРСПЕКТИВА. Талантливая молодёжь у нас есть: Дарина Шмидт уже работает на студии «Мельница», ее дебют "Маленькая Василиса" - очень хорошая сказка, Полина Никифорова работает мультипликатором на 100-ом телеканале, Олеся Щукина сейчас продолжает обучение на одной из студий во Франции.

Портрет Константина Бронзита, сделанный из кадриков мультфильма "Алеша Попович и Тугарин змей". "Друзья развлекаются", - объясняет Бронзит.

ФИЛЬМ. Мой новый фильм - это драма про двух космонавтов с рабочим названием "Мы не можем жить без космоса". Саму историю я, конечно, не расскажу. Я надеюсь (так всегда думаешь), что это будет мой лучший фильм. Очень надеюсь, что через год закончу. Я вообще медленный, у меня по 2 года на мультфильм уходит, даже если он четырехминутный.
В анимации 10 минут для фильма – это много. Маленький мультик – это две минуты. Обычно за 10 минут я не «вылезал», но на этот раз мой фильм будет длиться 15 минут .

Я полтора года делал раскадровку и аниматик. Антиматик – это, грубо говоря, ожившая раскадровка. Картинки из раскадровки двигаю и смотрю, как все складывается.

ЧУЖАЯ РУКА. Герои в аниматике - схематичные персонажи. Они рождаются в другой, художественно-постановочной части. Я как раз ищу художника-постановщика. Раньше я делал все сам, а сейчас мне нужна чужая рука - моя слишком уж привычна и меня это не устраивает. Нужно, чтобы иначе все было нарисовано. Я в этом смысле «подвижный» режиссер.

КОТ. ««Почему в ваших фильмах столько котов?» - надоели с этим вопросом до ужаса. К черту котов! Я поклялся, что больше в моих фильмах котов не будет! Они мне и самому надоели - сколько можно, в каждом фильме кот!. Правда, теперь у меня дома кот есть…Появился года два назад.

АРХИВ. Я все рисунки выбрасываю, не бережлив вообще. Есть только диск с фильмами. Бывает, ко мне обращаются - а может, выставку ваших работ сделаем? А мне и дать нечего.

ОШИБКИ. Я выхожу из зала на своих фильмах. Потому что я все это слишком хорошо знаю. Я прожил жизнь, делая это кино, я знаю там каждую ворсинку. Чтобы получать удовольствие или новую информацию - нужно чужое кино смотреть, свое-то зачем?

А как раздражают ошибки! Они могут "выплыть" не сразу, а через полгода. Я до сих пор не понимаю, почему в "На краю земли" я нарисовал три овцы, а не отару. Чабан же контрабандист, продал овец и купил "Феррари"- с одной овцы на «Феррари» не уедешь. Я почему-то сделал три овцы - это ошибка. Смотрю на эти три овцы - они меня раздражают!

Еще там все персонажи говорят моим голосом. И это с горя. Я тогда работал во Франции, а где я там найду актера на русскоязычные реплики? Но более тонкий слух, например, Саши Татарского, одного из моих учителей, сразу услышал один голос. Это нехорошо.

ОСКАР. В России есть фильмы, которые лучше тех, что получали «Оскар», они просто туда не попали. Когда лучший фильм на иностранном языке получает «Оскар», это не означает, что это лучший фильм в мире за текущий год – это просто лучший из тех, которые «добрались» до конкурса. Есть правила Киноакадемии, которые надо соблюсти, чтобы на конкурс попасть. Когда я узнал о них, стало обидно, потому что каждый мой фильм начиная с 1985 года, оказывается, мог претендовать на «Оскар», а не только «Уборная история — любовная история» (фильм Бронзита, который в 2009 году был номинирован на «Оскар» - прим. ред).

Чтобы попасть на конкурс Киноакадемии, нужно либо в течение двух недель показывать фильм в кинотеатре Лос-Анджелеса или Сан-Франциско - это реально, но нужны связи - либо второй способ: нужно получить главный приз на каком-либо фестивале из списка фестивалей Киноакадемии. Я побеждал неоднократно, но не знал, что могу подавать на «Оскар» - тогда не было интернета.

Понятно, что «Оскар» - не самоцель. Но это всегда хорошо для фильма, люди начинают узнавать, интересоваться, смотреть, и это хорошо.

БОРОДА. Была такая советская традиция – режиссер не должен был бриться, пока не закончит съемки. Бред какой-то. Я ее никогда не соблюдал. А многие так делали, поэтому борода - видная часть профессии. Вот Норштейн до сих пор с бородой - 30 лет снимает кино, ему нельзя бриться (шутка).

ПРОЦЕСС. Создание мультфильмов никак не связано с весельем. Мы сидим с напряжением на лице, в келье, рисуем, закрывшись от всего мира, погружены в себя, в проект. Тут не кричишь «Мотор!», «эй, массовка, левее». Это тяжело, скучно. Со стороны вообще лишено всякой динамики. Занимаются всем этим чокнутые люди. Нормальный человек любит смотреть мультфильмы, а не делать их.


У нас анимация – по два кадра, то есть одну картинку показывают на экране два кадра. В секунду 25 кадров. Получается, что за одну секунду мультфильма на экране успевает смениться 12-13 рисунков. Кстати, это дневная норма, - рассказала аниматор Юлия Трофимова.

Что еще снимают в Петербурге

На студии компьютерной анимации «Петербург» (группа компаний «Рики») сейчас занимаются несколькими проектами.

Проект «Смешарики. Начало» (выход 22 декабря). Смешарики, мирно живущие в своей стране находят старый телевизор, который становится для них окном в реальный мир. Отныне, все внимание героев обращено на «популярный» телесериал о супергерое Люсьене, который ежедневно борется со злодеем Калигари. Неискушенные Смешарики, принявшие телешоу за чистую монету, искренне поверили в нависшую угрозу. Они принимают историческое решение – помочь Люсьену спасти мир.

Проект «Пин-код» (серии по 13 минут) - научная фантастика в формате 3 D. Пин изобретает такую машину, чтобы вся компания могла совершить научную экспедицию. Эта машина способна преодолевать не только границы Страны и других миров, но и границы времени, и даже размеров.

Проект «Фиксики» в формате 3 D который с декабря транслируется на канале «Россия». Дружная семья Фиксиков живет и работает в приборах, которыми наполнена обычная городская квартира. Конечно, кроме Фиксиков в квартире живет и семья людей. Но из всех людей о существовании Фиксиков знает только один мальчишка – ДимДимыч.

Проект «Смешарики 3D» - продолжение смешариков 2D. Предположительный выпуск в 2012 году. Проект предназначен главным образом для выхода на международное телевидение.

Авторское кино: «Обмен». В основе сюжетной идеи фильма лежит текст деревней песни индейцев племени Навахо, в которой выражено ощущение неразрывной взаимосвязи всех живых существ на Земле. Год выпуска 2012, автор сценария и режиссер Роман Соколов (5 минут). «На том берегу». Лирическая притча о том, что мечтая о далеком и недоступном, мы часто недооцениваем мир вокруг нас, и не замечаем, что все к чему мы стремимся, находится рядом с нами. режиссер и сценарий Наталья Мирзоян (7 минут). Выпуск в 2012 году.

Как делается мультфильм: этапы и трудозатраты ( полнометражный фильм):

На примере мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица» со слов его режиссера Сергея Глезина:

  • Премьера: 30 декабря 2010 год
  • Срок производства: 2 года
  • Группа: около 200 человек
  • Расходы на производство и рекламу: $3 000 000
  • сборы в России $19 010 585
  • зрители в России 3.34 млн
  1. Утверждение сценария
  2. Запуск картины в производство
  3. Подготовительный период (6 человек): разработка и обкатка персонажей, выбор цветовых решений, пробная анимация.
  4. Раскадровка и аниматик (режиссер) – скелет будущего фильма. Ритм, монтаж, черновой звук.
  5. Художники-лейаутисты (6 человек) прорисовывают раскадровку, готовя ее к анимации.
  6. Этап производства. Вступают в дело аниматоры (50 человек) – оживляют персонажей, рисуют движения и сцены, и художники по фонам (20 человек) – рисуют фоны для каждой сцены.
  7. Художники-прорисовщики (50 человек) – каждая деталь доводится до ума.
  8. Рисунки отправляются на сканер (если на бумаге) или в компьютере.
  9. Художник-заливщики (15 человек) – красят в цвет.
  10. Этап компоузинга (3 человека). Самые опытные сотрудники собирают все сделанные изображения воедино и исправляют ошибки.
  11. Монтажно-тонировочный период (5 человек во главе с режиссером по монтажу) – картина собирается из отдельных планов.
  12. Озвучка
  13. Перезапись – сведение звука и изображение в одно целое.
  14. Цветокоррекция. Колористы делают так, чтобы цвет на компьютере не отличался от цвета на экране.
  15. Картина уезжает на кинофабрику, где печатается кино.

Где увидеть современные мультфильмы

Узнать, какое делается анимационное кино в России сегодня, можно на animator.ru.

Международный фестиваль «Мультивидение» пройдет в киноцентре "Родина" 4-6 ноября.

В этом году программа «Мультивидения» включает фильмы-призеры знаменитого французского анимационного фестиваля в Annecy этого года: «Три маленьких стежка» (France), «Плато» (France), «Невидимый град Китеж» (Poland/France/Canada/ Switzerland/ Denmark), «Маску» - новый фильм братьев Квай, чей синтез кукольной анимации и игрового кино и основан на сюрреалистических традициях европейской культуры ХХ века.

Зрителя ждет встреча с новыми работами культового японского независимого художника, знаковой фигуры нового поколения художников японской абстрактной анимации Мирае Мидзуе - «Площадка для игр» и «Татамп».

На фестивале также будут показаны новые фильмы, получившие «Оскар» французской студии Autour de Minuit - 30-минутная музыкальная анимация «Чудовище из Никса» (Netherlands) и другие картины.

Полная программа на официальном сайте.

Светлана Петрова, президент международного фестиваля «Мультивидение»: «Мы отобрали 60 мультфильмов в конкурсную программу из присланных 250. Есть классические и экспериментальные работы, граффити-анимация. Российских фильмов мало. Ситуация плачевна. Некоторые студии выпускают по одному мульфильму в год. Надеюсь, обещанная господдержка исправит ситуацию».
 

share
print