Общество

Водительские права в России будут выдавать по-новому

В удостоверениях появятся новые графы, а автошколах - новые правила.

19 октября депутаты Госдумы в первом  чтении одобрили поправки, которые полностью меняет существующую систему подготовки водителей и выдачи  водительских удостоверений. Изменятся и сами удостоверения. В них появятся новые подкатегории для разных типов транспорта. Тем, кто хочет ездить на «автомате», предложат поучиться.

Под запрет попала и самоподготовка  водителей. Если поправки примут, сдать на права «экстерном» и получить категории «А» и «В» не получится.  Ужесточится и порядок приема на работу иностранных водителей. Им предложат полностю переучиться. А тех, кто будет «втихаря» принимать на работу «наемников» без российских прав - оштрафуют на 20 тысяч рублей. Таким образом, авторы законопроекта попытаются вписать российских водителей в европейское дорожное пространство.  Корреспондент MR7 попытался  разобраться, как нововведения скажутся на жизни тех, кто за рулем и  тех, еще только хочет за него сесть.

Дополнительные категории появятся у мотоциклов, легковых автомобилей, грузовиков и автобусов в зависимости от их массы и вместимости.

«Введение в РФ соответствующих подкатегорий транспортных средств позволит дифференцировать условия получения права на управление транспортными средствами в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов, обусловленной их техническими и эксплуатационными характеристиками», – отмечают авторы законопроекта.

Законопроект относит мототранспортные средства с максимальной скоростью более 50 км/час,  мощностью до 11 кВт (около 15 л) и рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 кубов, к подкатегории «А1». Получить права  этой категории   можно будет с 16 лет, а если объем больше 125 кубов - то с 18.

Трициклы и квадроциклы  приравнивают к автомобилям: для них в категории B вводится подкатегория B1, водительские удостоверения для которой можно будет получить с 18 лет. Водители, имеющие права категории A, также смогут управлять квадроциклами, относящимися к категории B1.

Своя подкатегория появится и у легких грузовиков. Автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг и до 7500 кг будут отнесены к подкатегории «С1».  А предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие от 8 до 16 сидячих мест кроме сиденья водителя, но не более 16 сидячих мест  - к подкатегории «D1».

Также в водительских удостоверениях появятся категории Tb и Tm для водителей троллейбусов и трамваев.
Есть  в законопоекте норма, защищающая интересы тех, кто не справляется с ручным управлением. Они получат право  сдавать экзамен по вождению на автомобилях с автоматической трансмиссией.  Соответственно в таком случае они будут иметь право ездить только с «автоматом».

От введения  своей категории для водителей мопедов и скутеров с объемом мотора до 50 куб. см законодатели отказались. В первоначальной редакции законопроекта, внесенного в Госдуму осенью 2010 года, их предполагалось обязать сдавать теоретические экзамены без проверки навыков вождения. Однако в новой редакции эта норма отсутствует.

Мы подстраиваемся под весь мир

Эксперты, опрошенные MR7,  поддерживают нововведения и считают, что от них все только выиграют, однако проблему «покупки прав» поправки не решат.

Член Координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов  «Свобода выбора» Дмитрий Холодов  уверен, что поправки приняты в целях приведения национального законодательства в соответствие с требованиями Конвенции о дорожном движении 1968 года. Они так же затрагивают  двусторонние договоры с другими государствами о взаимном признании и обмене национальных водительских удостоверений.  
«Мы подстраиваемся под весь мир. Если мы этого не сделаем, то создадим нашим гражданам проблемы за рубежом», - говорит он.

Что касается   выдачи удостоверения на «автомат», то это нововведение – для тех, кто не хочет учиться на ручном управлении, говорит эксперт. А на тех, кто уже водит, оно никак не отразится.

«Это мировой опыт. Например, в США  автомобилисты, которые используют ручное управление, считаются  водителями-профессионалами или гонщиками. Прядок получения прав «на ручку» там  предусматривает другую,  более сложную программу обучения. Российский законодатель, видимо, идет  в этом смысле по американскому  пути», - говорит Дмитрий Холодов, отмечая, что водитель сможет в любое время получить права на ручное управление, если захочет.

Нововведение оценят в первую очередь  девушки, которые, как правило, предпочитают водить «на автомате». Им  будет проще учиться, - считает автомобилист.

Самоподготовку отменили зря?


Система  обучения  от введения новых категорий никак  не изменится – просто в ней будет больше вариантов,  считает профессиональный путешественник, координатор Клуба АвтоПутешественников Алексей Игнаткович,

Он считает, что поправки помогут упорядочить ситуацию на дорогах. «Представляете, «Хаммер» весит более 3,5 тонн, - говорит Алексей. – Это вес крупногабаритного транспорта. А мы получается, выдавая права «В», пускаем  водителя легкового автомобиля за руль грузовика.  А многие не обладают навыками вождения таких автомобилей и создают угрозу безопасности на дорогах».

По словам водителя, чем более дифференцирован подход  к управлению транспортным средством – тем лучше.
«Нововведение не должно усложнить процесс обучения в автошколе, - считает Игнаткович - Возникнет специализация. Будет в чем-то сложнее, так как придется  учиться несколько раз, чтобы подтвердить свое право на управление транспортом разных подкатегорий. Соответственно, это будет стоить дополнительных денег. Но безопасность на дорогах стоит дороже».

А вот то, что отменят практику самостоятельного обучения – это плохо, уверен эксперт.
«Еесть много людей с приличными навыками вождения, которых можно допустить к экстернату», - говорит Игнаткович.  Он признался MR7, что сам в советское время  год ездил без прав, поскольку не было времени посещать автошколу.

Плохо, по его словам, и то, что поправки не повиляют на  коррупцию, и не остановят тех, кто хочет купить права.  В этом смысле правило, отменяющее самоподготовку водителей –  как «мертвому припарка».

«Человеку просто придется придти  и записаться  в автошколу. Он отсидит первое и последнее занятие и так же купит экзамен, как делали до этого те, кто их покупал, не приходя в автошколу».

Эксперт выступает за ужесточение приема экзамена: «Сейчас невозможно определить, умеет  человек водить или нет. Даже честно освоив теорию и накатав практику, люди  не могут ездить по городу. Существующая система обучения не дает водителям навыка, а экзаменаторам - возможности ее качественно проверить».

В целом же он оценивает нововведения, как полезные и своевременные.