Город

Газпром не сможет строить на Охте

Совет по культурному наследию сегодня отклонил историко-культурную экспертизу памятников Охтинского мыса, проведенную по заказу ОДЦ «Охта-центр».

Выводы экспертизы позволяли застроить участок на Охтинском мысу, сохранив только один бастион старинной крепости Ниеншанц. Проводившие ее специалисты пришли к выводу о невозможности сохранения «фрагментов подземных частей дерево-земляных укреплений, которые были обнаружены на отдельных частях территории», и рекомендовали инвестору законсервировать лишь один из бастионов. По словам директора по общественным связям ОДЦ «Охта» Светланы Афанасьевой, работы по обратной засыпке были согласованы с КГИОП и уже завершены.

Когда в устье реки Охта предполагалось строить башню газпромовского офиса, КГИОП снял с охраны большую часть археологических объектов, расположенных на территории будущего комплекса. Это распоряжение было оспорено в суде градозащитниками, и когда стало ясно, что их шансы на победу достаточно велики, Вера Дементьева отменила спорный документ. Процесс был прекращен…а через некоторое время иск в Арбитражный суд подал Охта центр, требуя отменить распоряжение об отмене. Иск был удовлетворен. По словам пресс-секретаря КГИОП Ксении Черепановой, вопрос о подаче кассационной жалобы решается. Напрашивается предположение , что КГИОП просто ждал результатов Совета по культурному наследию.

По словам Светланы Афанасьевой, конкретных решений о будущем освоении участка пока не принято. Что там появится, будет понятно после разрешения всех споров о границах охраняемых зон. «С точки зрения археологии, не имеет значения, что будут строить на участке – высотную башню или элитный жилой квартал с подземными паркингами. И в том, и в другом случае культурный слой будет уничтожен. Собственно, он уже уничтожается, потому что раскопы – за исключением одного бастиона, не были законсервированы, - говорит доктор исторических наук, профессор Сергей Белецкий, один из членов Совета по культурному наследию. – При этом стоит помнить, что Россия ратифицировала конвенцию ЮНЕСКО об охране археологического наследия, согласно которой памятники должны сохраняться целиком, а не частями – по сути, речь идет о том, чтобы ради «уважаемого инвестора» нарушить международные договора.

По мнению Белецкого, экспертиза, на которую ссылаются инвесторы и КГИОП, проведена поверхностно. Ни один из трех экспертов, подписавших заключение, не является археологом. Объект они осматривали лишь единожды, в основном сосредоточившись на изучении документов.

«Если мы сейчас не знаем, как можно музеефицировать открытые памятники, их надо законсервировать, оставив решение нашим потомкам. А сейчас можно парк высадить на этом участке – жителей района это наверняка порадует», - считает Белецкий. Сходной точки зрения придерживаются и многие другие члены Совета по культурному наследию.

"На мой взгляд, музеефикацию памятников вполне возможно выполнить и сегодня, - считает старший научный сотрудник сектора архитектурной археологии государственного Эрмитажа Юрий Лесман. – Подчеркну – не воссоздание, а именно музеефикацию, позволяющую посетителям понять, что здесь было. А вокруг этих памятников – да, может быть разбит парк. А сохранившееся на участке здания вполне логично приспособить под размещения экспозиции и общественно-развлекательные нужды".

По решению совета будет назначена новая экспертиза памятников на Охтинском мысу.