Истории

Сирия: в огне информационной войны

Представители петербургской общественности рассказали о своих впечатлениях от недельной поездки в Сирию на пресс-конференции «Ливия, кто следующий? Правда о Сирии» в «Интерфакс Северо-Запад».

За 5 месяцев сирийского кризиса эта общественная поездка стала первым организованным визитом из России. Петербургские общественники решили наладить контакт с сирийскими гражданскими структурами напрямую, не через Москву, и своими глазами увидеть, что происходит на самом деле. Они надеются, что впоследствии в Петербурге появятся консульство и торговое представительство этой страны.

По словам Антуана Аракеляна, вице-президента Союза диаспор России, во время всей поездки они свободно ходили по городам как днем, так и ночью, общались с семьями, представителями разных диаспор, религиозными лидерами и военными. И не нашли подтверждений тому, о чем все время говорилось в СМИ.

Объект провокаций

«С точки зрения геополитической мы переживаем драматический момент: только что закончилась полугодовая гражданская война в Ливии, и, безусловно, следующим объектом конфликтов станет Сирия, - сказал на пресс-конференции Валерий Островский, историк, политолог. – Почему? Я хотел бы напомнить заявление вице-президента США Джозефа Байдена о том, что с Ливией надо покончить, поскольку Ливия – это центровой поставщик нефти для Китая, а с Сирией надо покончить, потому что там находится российская военно-морская база в Средиземноморье. Ясно, что Сирия стала объектом лжи, провокаций и совершенно не мотивированных агрессивных действий».

По его словам, сложился оченьстранный союз: президент США Барак Обама, президент Франции Николя Саркози, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель требуют ухода президента Сирии Башара аль-Асада. «Странно, что этого же требует новый лидер Аль-Каиды Айман аз-Завахири, который заявил, что слишком занят, но если б у него было больше времени, он бы все его посвятил борьбе за свободу Сирии», - отметил Островский.

Политолог считает, что против Сирии идут информационные атаки. «Если вы загляните на ленты новостей, в том числе и на российские, наберете слово «Сирия», вы увидите жуткие сообщения о бомбардировке сирийскими военно-морскими силами портового города Латакии, - рассказал Валерий Островский. - Мы были в Латакии: ни одного следа от снаряда, ни одного корабля никто не видел, местные жители говорят, что ничего не было. Но в СМИ подается другое. Знаменитые пятничные демонстрации. В последнюю пятницу мы были в Дамаске, там проходили вечерние демонстрации. На следующее утро по CNN говорилось, что было около 500 тысяч людей. Такого не было. Участники нашей группы, которые ходили к вечернему намазу, говорили, что видели несколько десятков что-то выкрикивающих людей, не больше. Полиции при этом в Дамаске нет. Какое чрезвычайное положение? Вы можете гулять днем, вечером, ночью абсолютно безопасно, свободно».

Разжигание розни

Первое, что хотят подорвать - межконфессиональное сотрудничество, существующее в Сирии, считает политолог. Ведь в Сирии сосуществуют сунниты, шииты, исмалиты, алавиты и люди, исповедующие разные направления христианства.

«С чего все началось? Один крестьянин-шиит, живший в небольшой шиитской деревне, вокруг который были, в основном, сунниты. Он едет продавать свои помидоры на рынок. Вдруг его неизвестные люди хватают, пытают, убивают, а потом показывают это по Аль-Джазире. Какая задача? – Очень простая. Большинство шиитов поднимается против суннитов, начинается бойня и так далее.

Армия вынуждена вмешаться. Тем более, что полиция слаба. Дальше вдруг появляются хорошо вооруженные, в том числе тяжелым вооружением (гранатометы, базуки) люди и начинают нападать на армейские гарнизоны. Дальше мы слышим, что армия начинает жуткую бойню, скажем, в городе Хаме две тысячи человек погибло. Но мусульманина нужно похоронить, по законам, до захода солнца.

Если б было в Хаме кладбище с двумя тысячами свежих могил, это было бы верным свидетельством бойни. Никаких доказательств никто не представил. Мы видели другое. Кому-то явно нужно спровоцировать армию на резкие действия. Но армия действует очень осторожно. Та же Аль-Джазира и другие СМИ сообщали о зверствах четвертой танковой дивизии. Мы побывали в этой дивизии, говорили с командирами, солдатами. 90 % солдат там – срочники. Они сказали, что не выходили никуда в последние месяцы. То есть когда начинаешь перепроверять информацию, оказывается, что мы сталкиваемся с очень мощной информационной войной», - объяснил Островский.

Антуан Аракелян, вице-президент Союза диаспор России, отметил, что несмотря на то, что за пределами Сирии ее президента обвиняют в жестокости, внутри страны его, наоборот, критикуют за мягкость и то, что он мало использует силу.

Сирия и Россия

Ирина Лавренович, заместитель председателя Комиссии по устойчивому развитию, рассказала, что в Сирии жители были очень приветливы к делегации из России. И добавила, что они просили снимать все, что те видят вокруг, чтобы рассказать о том, как обстоят дела в их стране. По словам общественников, жители, увидев значок с российским флагом, здоровались, махали. Повсюду виднелись надписи «Спасибо, Россия, за твое благородство».

«В чем заключается это благородство? – В том, что Россия и Китай наложили вето на санкции, предложенные в Совете безопасности ООН, когда Западные страны хотели провести над Сирией операцию по типу ливийской. Мне думается, это наша общая задача – защитить Сирию от провокация, потому что, защищая Сирию, мы, в конце концов, защищаем и свою страну. Рано или поздно вот такого же рода методики будут использоваться против России, поэтому для нас интересы России и интересы Сирии одинаковы», - заявил историк и политолог Валерий Островский.

Кроме того, Островский считает, что Сирия очень перспективна с экономической точки зрения. «Розничная цена килограмма помидоров – 5 рублей, оптовая цена – копейки, а Сирия живет в условиях экономических санкций: ей запрещены поставки ее продукции в Европу, - поделился политолог. – Мне кажется, что налаживание экономических отношений было бы выгодно и Сирии, и России, и российскому потребителю, который получит дешевый и качественный товар».

Реформы идут

«Многие наши собеседники говорили, что реформы запоздали, их надо проводить энергичней, - рассказал Островский. - Но что уже сделано и о чем не пишут в западной прессе? За пять месяцев трижды объявлялась амнистия. Но каждая уступка власти приводит к тому, что радикальные представители оппозиции требуют больше и больше. Есть умеренная часть оппозиции, которая недавно собиралась в Вене и, в принципе, договорилась о том, что можно сотрудничать с властью. Говорят, что в Сирии однопартийная система. – Ничего подобного: когда мы уезжали, был как раз прием заявок на создание политической партии. Скоро Сирия станет страной с многопартийной системой и президентскими выборами. Объявлена реформа местного самоуправления».

Ал-Джунди Ваддах, заместитель председателя Общества граждан сирийского происхождения, также отметил, что в Сирии, по закону о СМИ, была отменена цензура.

«Но несколько дней назад господин Саркози опять заявил, что с Ливией покончено, теперь его задача – сделать новую Сирию. Как будто информация до него не доходит. Или же ни он, ни Обама не хотят слышать эту информацию», - поразился Островский.

В середине сентября планируется выставка по итогам поездки. Также в дальнейшем возможна организация «журналистского десанта» в Сирию.

 

share
print