Истории

Новая профессия - доктор-дурак

В Израиле лечение смехом - профессиональная оплачиваемая работа. В России - удел волонтеров.

«Я доктор дурак», - так отвечает Алексей Гавриэлов, когда его спрашивают, кем он работает. Длинный галстук, взъерошенные волосы, огромные башмаки, рубаха навыпуск и красный нос - образ рыжего доктора. В руке он носит резиновую курицу, а в кармане гармошку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он умеет играть на шприце и танцевать с капельницей. После его визитов тяжело больные дети начинают есть больничную еду и перестают плакать. Больничная клоунада в Израиле - это не благотворительность. Доктор-клоун - это новая профессия и штатная единица в государственных больницах.

ЗАДАЧА. 29-летний Алексей Гавриэлов работает в обычной больнице в Бер Шеве. Два раза в неделю он переодевается в костюм клоуна и идет по палатам. «Врачи говорят мне, где будут процедуры, на которых надо присутствовать или кому очень плохо», - говорит он. Во время уколов, пункций и других болезненных процедур, клоун присутствует в палате и помогает отвлечься.

Алексей - профессиональный актер, прошедший восьмимесячные курсы в Dream Doctor - ассоциации врачей-клоунов. Сегодня 72 врача-клоуна работают в 18 государственных клиниках Израиля.

В 2006 году в университете Хайфы открылось новое отделение - врачебной клоунады. Его выпускникам-бакалаврам дают направление на работу в ведущие клиники. Израильские клоуны ездят в места, где происходят природные катаклизмы: они работали в Таиланде после цунами, в Японию после землетрясения.

НЕ ЖАЛЕТЬ. Алексей входит в дверь и вдруг оступается и падает: потом встает и стукается головой об ручку двери, затем снова поднимается, но случайно роняет свои вещи, задевает процедурный стол: «Ребенку плохо, а тут приходит дурак, которому еще хуже и ребенок понимает, что есть люди еще несчастнее».

Одна из главных задач клоуна в больнице - наладить контакт с ребенком и вернуть ему контроль над своей жизнью. «Ребенка в больнице колют, режут, пичкают таблетками, все его жалеют и все говорят, что ему делать», - говорит Алексей.

Клоуны должны развеять атмосферу «жаления». Один из классических приемов: игра в футбол подручными средствами - хоть грелкой. Клоун стоит на воротах и все пропускает. Маленький пациент счастлив, ведь он побеждает!

АНАРХИСТЫ. Исследования показали, что присутствие доктора-клоуна во время процедур снижает боль в 2-3 раза. Вырабатываются эндорфины, которые воздействуют на иммунную систему. Среди доказанных эффектов смехотерапии - улучшение функции легких, облегчение кожных заболеваний, улучшение работы кишечника, расслабление мышечных контрактур на спине, борьба ос стрессом и
прочее.

«Малыш, которому только что сделали укол, сидел весь зареванный, и рвал бумагу, которую стелют под пациента перед процедурой. У мальчика была истерика. - говорит Алексей, - Я сел рядом и тоже стал рвать бумагу - тогда он заметил меня. Мы изорвали кучу бумаги. И постепенно он успокоился».

«Мы анархисты - и в этом прикол», - говорит доктор-клоун. Клоуну можно все - даже спорить с доктором. Клоун - единственный, кто может дать доктору по голове надутой резиновой перчаткой, или прятаться в палате под кроватью, а может взять капельницу и на ней кататься по коридорам больницы.

«Захожу, а в холле сидит парень 10 лет, на рентгене видно, что у него шекель в горле застрял, - вспоминает Алексей. - Он сидит весь в горе, я говорю: «У тебя что: там: шекель?». Он кивает. Я радуюсь, прыгаю от восторга. И парень понимает, что шекель в горле - это не такая уж и трагедия». Так Леша отвлекает детей от их болезней.

У больных детей часто пропадает аппетит. Алексей носит с собой резиновую курицу не просто так: он предлагает ее съесть. <Если я вижу, что после моего посещения ребенок пообедал, - это очень хорошо - значит, смехотерапия подействовала>.

Петербург: доктор Тим и доктор Звяк

«Когда доктор заходит в палату, мы уходим>, - рассказывают петербуржцы Никита Талызин и Тимофей Арапов. Они волонтеры из организации «Доктор-клоун» (Фотоблог ).

Три года назад они закончили курсы больничных клоунов. Теперь раз в неделю ездят в Первую детскую городскую больницу на Авангардную улицу и проводят целый день с детьми, больными лейкозом. «Друзья думают, что утром мы приезжаем к этим детям, а вечером они уже умирают», - говорит Никита о реакции окружающих. Кому-то приходится объяснять, что рак - это не заразно.

Девушки относятся к ним, как к героям. Никита и Тимофей, или доктор Звяк и доктор Тим, на это только улыбаются.

«Даже если кто-то умирает - нам лучше об этом не знать, - говорит 21-летний Тимофей, - это может повлиять на наше отношение к ребенку - мы не должны его жалеть».

Врачи уже привыкли к Звяку и Тиму, а вот родители детей часто воспринимают это поначалу как издевательство: у них горе, а тут клоуны. Но это проходит.

Больше всех докторов-клоунов не любят уборщицы. После них в палатах остается мусор: шарики, конфетти, игральные карты.

Первый больничный клоун в России

Константин Седов - первый профессиональный больничный клоун в России, дипломированный юрист. Сейчас Седов является художественным руководителем благотворительной организации «Больничная клоунада». В ней 24 клоуна, которые благодаря пожертвованиям получают гонорары. «Больничной клоунаде» удалось наладить контакт с МЧС: так, доктор-клоун Константин Седов ездил помогать детям Цхинвала.

Первая марка, посвященная больничной клоунаде, вышла в Израиле этим летом:


 

share
print