Истории

Полис ОСАГО подорожает, но не в Петербурге

Постановлением правительства РФ от 13 июля 2011 года повышены значения территориального коэффициента (Кт) страховых тарифов для многих населенных пунктов страны. Для Москвы и Санкт-Петербурга тарифы не изменились. Коэффициент повышен в зависимости от возраста и стажа автомобилиста, а также в зависимости от двигателя автомобиля – машины до 100 лошадиных сил, иначе говоря – отечественные и на иномарки «В» и «С» класса.

Постановление вступило в силу 28 июля текущего года. Планом от декабря прошлого года было утверждено, что изменения, касаемые коэффициентов ОСАГО будут приняты уже этим летом. Само изменение значения территориальных коэффициентов не стало неожиданностью - в виду участившихся случаев ДТП в некоторых местах, они были необходимы.

Повышение коэффициентов

Региональные коэффициенты страховых тарифов по ОСАГО вырастут из-за того, что необходимо снижать убыточность этого вида страхования. Тем не менее, стоимость нового полиса останется доступной для абсолютного большинства автовладельцев – от 200 до 1000 рублей.

Территориальный коэффициент повышен для многих регионов и городов. Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области и для Москвы и Московской области тарифы не изменились. А вот для некоторых городов повышение стало достаточно существенным: от 1,2 до 1,8 %. Единственной областью, где было зафиксировано снижение - стала Калининградская область.

Был повышен коэффициент, который принимается для полисов ОСАГО по списку лиц допущенных к управлению. Сегодня лишь 2 % физических лиц таким образом страхуют свои транспортные средства. Повышение данного коэффициента до 8 % применяется ко всем юридическим лицам.

Вторым важным изменением стало повышение Кт «возраст/стаж» для молодых автолюбителей до 22 лет и стажем вождения до 3х лет. Новички оплатят страховку с коэффициентом 1,7 (вместо прежних 1,3). Это объясняется крайне высокой аварийностью машин данной категории лиц.

Кроме того, Кт мощности для машин до 100 лошадиных сил повысился до 1,1 (был ровно 1). Это изменение повлияет в основном на отечественный автотранспорт, но затронет и некоторые иномарки «В» и «С» класса.

По совокупности этих изменений можно сказать, что, во-первых, по словам Андрея Знаменского, директора филиала в Санкт-Петербурге ЗАСО «Эрго-Русь» страховщики подсчитали исходя из того портфеля, который есть и тех договоров, заключенных по Санкт-Петербургу, повышение всех этих коэффициентов составит 3, 8 %. Основной массой станут юридические лица. То есть для физических лиц повышение тарифов составит в среднем до 2,1 %.

Напомним, что июльское постановление правительства призвано выровнять ситуации с техосмотром и обязательным страхованием автогражданской ответственности. При том, что базовый тариф ОСАГО остался неизменным, 1980 рублей, поправкам подверглись лишь территориальные и прочие коэффициенты. Все это означает подорожание полиса ОСАГО для автовладельцев в среднем на 50%, а в некоторых случаях и в два раза.

Казалось бы, это значительно улучшит положение страховых компаний, многие из которых сейчас выплачивают по договорам ОСАГО больше, чем собирают с клиентов. Однако Министерство финансов планирует повысить лимит выплат по страховке.

Осень расставит все точки над «И»

По плану правительства ожидается рассмотрение нового проекта об «Изменениях закона об ОСАГО» до конца лета. Предположительно осенью он будет принят в Госдуме.

Важно, что в новом законе будет предусматриваться повышение страховой суммы по «железному» имуществу – с нынешних 120 тысяч рублей до 400 тысяч. Причем, эти 400 тысяч будут выдаваться каждому, вне зависимости от количества пострадавших в ДТП. По «жизни и здоровью» сумма страховой выплаты будет увеличена со 160 тысяч до полумиллиона рублей.

Мера повышения тарифов правильная: суммы выплат, как показала практика, действительно малы.

Также, будет предусмотрено безальтернативное возмещение убытков. Сегодня, возможность получить деньги от страховщиков, к сожалению, не работает в связи с тем, что пострадавший обращается лишь к одной инстанции – своей страховой компании. Это крайне осложняло процедуру урегулирования и порой приводило к отказам.

Изменения коснутся участников ДТП: оформить можно будет без участия ГИБДД.
Разумеется, такие изменения, опять-таки, повлекут за собой повышение тарифов. Ранее говорилось, что в таких условиях тарифы возрастут до 58 %. Андрей Знаменский опроверг столь резкое и неоправданное повышение.

«Бонус-манус» заработает

При расчете ОСАГО ранее остро критиковалась система «бонус-манус». По своему определению, эта система позволяет страховщику поблагодарить материально страхователя за безаварийную езду и наоборот – наказать его рублем за аварию, из-за которой страховой компании пришлось возместить ущерб, нанесенный её клиентом. Иначе говоря, «бонус-манус» - скидка, которая имеет свойство накапливаться из года в год и присваивается водителю.

Формально, данная система работает максимум на 10 % своей реальной возможности. Сейчас же будет говориться уже о том, что создать 2 базы данных, в работе которых, будет ясно – сколько аварий было у того или иного человека и как часто он был виновником или пострадавшим в ДТП.

В течение всего 2012 года в стране должны быть созданы 2 единые базы данных: база данных техосмотра от МВД и база данных ОСАГО от Всероссийского союза автостраховщиков.

С 2013 года есть обязательное требование в уже принятом законе ни один полис не может быть заключен без предварительного получения информации от единой базы данных: информация о прохождении техосмотра, и без предварительной информации о водителе.

Причем, повышающий коэффициент по тарифу ОСАГО будет у человека несколько лет в зависимости от того, сколько аварий он совершил за год. То есть, прежде чем снова начать доверять клиенту, компания его несколько раз проверит и решит, может ли она доверять ему.

Система «бонус-манусов» нужна для более объективной оценки степени риска и страхового тарифа по ОСАГО.

Такие новшества должны существенно изменить ситуацию аварийности на дорогах страны и послужить отличным мотиватором для автовладельцев.

«ОСАГО – обещание на улучшение»

По сути, ОСАГО – это подушка безопасности для автомобилиста. Лимиты по ОСАГО действительно увеличены. Но нельзя сказать, что тарификация намного отличается от прошлой.

На сегодняшний день во многих регионах уже зафиксирована убыточность рынка ОСАГО. Те идеи, которые изначально закладывались в закон об ОСАГО еще в 2001 году - сегодня не соответствуют практике, на которую повлияло обновление парка машин и увеличение пробок во всех регионах страны. Поэтому необходимо совершенствовать и упрощать закон.

«ОСАГО», - по словам старшего преподавателя отделения страхового права Санкт-Петербургского Института управления и права, Сергея Краснова – « это необходимость и это обещание для страхователей и для страховщиков на будущее улучшение. Закон изношен, но сейчас правительство старается привести ОСАГО в должный вид и это заметно».

Сергей Краснов также отметил, что повышение коэффициентов является вынужденной мерой финансового состояния ОСАГО в России.

Повышение коэффициентов для некоторых автолюбителей станет существенным. Но в основном, те изменения, которые примет правительство станут целесообразными и правильными во всех отношениях. Таким образом, к 2012 году ОСАГО станет лучше и удобнее для всех категорий граждан. Нынешнее постановление правительства - это отличный стимул для развития этого рынка, так как оно снизит количество обанкротившихся страховых компаний и повысит доверие граждан к этой отрасли.

 

 

 

 

share
print