Общество

В Петербурге вышла книга о Каннском кинофестивале

Во Франции стартовал 64-й Каннский фестиваль, он пройдет до 22 мая. Все знает о Каннском кинфестивале Алексей Дунаевский, вице-президент петербургской федерации кинопрессы. Накануне вышла его книга «Каннский фестиваль 1939-2010» об истории фестиваля.

Во Франции стартовал 64-й Каннский фестиваль, он пройдет до 22 мая. В основной программе русского кино не заявлено, зато в параллельной программе «Особый взгляд» (жюри в этом году возглавляет Эмир Кустурица) - сразу два наших фильма.: «Охотник» Бакура Бакурадзе и «Елена» Андрея Звягинцева.

Основное жюри возглавит Роберт де Ниро, в состав вошли Ума Турман (Uma Thurman) и Джуд Лоу (Jude Law). Кинофестиваль откроется 11 мая новой лентой Вуди Аллена (Woody Allen) «Полночь в Париже», в нем сыграла супруга президента Франции Карла Бруни-Саркози.

Все знает о Каннском кинфестивале Алексей Дунаевский, известный в Петербурге киновед, обозреватель радио «Европа плюс», вице-президент петербургской федерации кинопрессы. Накануне вышла его книга «Каннский фестиваль 1939-2010» об истории фестиваля.

Алексей Дунаевский: «В подготовке книги мои поездки в Канны были самыми бесплодными. Сюда едут «сумасшедшие» киноманы со всей Европы, ты в этой шумихе никому не нужен. Попасть с первого раза на церемонию нереально, люди живут на пляжах, в школах, забиты квартиры и отели. Как-то мне удалось за несколько месяцев забронировать номер в отеле за 86 евро в 7 минутах от набережной Круазет, но это была чистая удача.

Жители Канн очень любят наблюдать за киношной суматохой, но сами равнодушны к кино. Билеты на показы стоят примерно 10 евро. Очень часты какие-то технические срывы – то перепутают киноленты, забастовки электриков начнутся – это в порядке вещей. Пресса и критики поливают грязью Канны, фестиваль называют «глобальным рынком», пишут, что там одни и те же режиссеры, что у него нет своего лица.

Но я все же считаю, что Канны удерживает право называться лучшим европейским кинофестивалем.

На самом деле серьезные ценители киноискусства давно едут смотреть не главную конкурсную программу, а новые конкурсы «Особый взгляд» и «2 недели режиссера». Каннский кинофестиваль – это глобальная попытка посоревноваться с Голливудом и США в оценке развития кино.

Но никакой борьбы не получается! Голливуд все равно перетягивает внимание. Представляет, к примеру, вне конкурса какой-нибудь блокбастер, и все о нем говорят или устраивает шоу дирижаблей, как было на премьере мультфильма «Вверх». Или приезжает, например, Мадонна и все ждут, когда она выйдет из лимузина и всем уже наплевать на все остальное.

На самом деле конкуренция идет между тремя европейскими фестивалями – Каннским, Берлинским и Венецианским, все они фестивали класса А, и каждый заявляет, что именно на нем решается судьба кино. При этом в итоге не один из них не может до сих пор создать ни одной программы-альтернативы «Оскару», потому как они начинают выхватывать фильмы из под носа друг у друга. И после каждой программы выясняется, что не показали что-то важное и значительное.

И тем не менее можно увидеть тенденции – интерес к национальным киношколам. Сегодня в киномоде «геополитика». В прошлом году в Каннах выиграла картина из Тайланда, в Берлине победил Иран, в программе были Перу, ЮАР. То есть, сегодня в кино идет не соревнование между мастерами, а поиск чего-то самобытного.

Увидим ли мы в России картины программы Каннского фестиваля? Увы, не скоро. Компания, которая привозила их в Россию, сейчас переживает не лучшие времена. Раньше в российский прокат попадали даже участники конкурсной программы, а сейчас ситуация ухудшилась – скорее всего, мы увидим только фильмы-лауреаты, и то не раньше, чем через год».

       Справка:

 Международный каннский фестиваль проводится ежегодно в мае в курортном городе Франции Канны, на набережной Круазет, на базе Дворца фестивалей и конгрессов. Даже просто показ в основной      конкурсной программе фестиваля считается успехом для картины и режиссёра.

Претендентом на показ в официальной и неофициальной программе Каннского фестиваля может стать любая картина, выпущенная до марта текущего года. Короткометражный фильм — до 15 минут с титрами, полнометражный фильм — свыше 60 минут.

Единственный полнометражный советский (и российский) фильм, выигравший «Золотую пальмовую ветвь» - картина «Летят журавли» Михаила Калатозова, 1958 год.

За кулисами Каннских кинопоказов

Главные награды не доставались Ингмару Бергману, Альфреду Хичкоку, Стэнли Кубрику, Вуди Аллену, Стивену Спилбергу, Жан-Люку Годару и другим именитым мастерам.

В 1987 году «Очи черные» Никиты Михалкова долгое время являлись фаворитом у судей, пока Элем Климов не заявил: «Если этот сукин сын будет награжден, я выйду из состава жюри и публично объясню свое решение». В итоге из-за этого неожиданного демарша «Золотая пальмовая ветвь» была присуждена фильму «Под солнцем сатаны».

В 2006 году фестиваль открывал фильм «Код Да Винчи», подвергшийся еще до премьеры шквалу обвинений со стороны верующих. Католические организации срывали афиши, организовывали пикеты и марши протеста, инициировали судебные процессы. Официальная позиция Ватикана оказалась такой: «...хотя в мире есть дела поважнее, чем создание фальшивого фильма, церкви не стоит оправдываться за срыв афиш». Журналисты также приняли фильм с волной критики.

Однако, после каннской премьеры этот фильм прокатывался на двадцати тысячах экранов и собрал 24 миллиона долларов за один уик-энд.

В 2009 году едва ли не самой сильной критике подвергся «Антихрист» Ларса фон Триера. Тем не менее создатель фильма ответил, что «...по большому счету его не интересует реакция публики, так как внутренний голос продолжает сообщать ему, что он остается лучшим режиссером в мире».

На жюри все еще оказывается дипломатическое давление. В 2000 году китайские власти попытались сделать все возможное, чтобы фильм «Дьяволы у порога» о жизни маленькой китайской деревни во время войны режиссера Дзян Вэня не попал в Канны. Фильм в итоге завоевал Гран-при.

Курьезы

Советский фильм «Сталкер», который шел в Каннах в 1980-м году в неконкурсной программе, неоднократно прерывался из-за забастовки электриков.

В 1999 году Софи Марсо, выступавшая в роли ведущей церемонии награждения, довела зрителей в зале до свиста и топота бесконечными запинаниями в словах, когда объявляла имена лауреатов. Ее речь выглядела следующим образом: «Вместо того, чтобы устраивать войну, давайте делать кино. Оно дарит людям мечту и эта мечта дарит им, дает им... один.... (первый свист)...одну...цель, один проект... (выкрики)... на короткое время... что-то, что остается навсегда... (выкрики)».

Почетный президент фестиваля актриса Кристин Скотт Томас перебив Марсо, лично объявила имя обладателя главной награды: «Победили братья Дарденны и «Розетта»!».

Среди участников этого года:

-Педро Альмодовар, фильм «Кожа, в которой я живу», в главной роли Антонио Бандерас, который играет пластического хирурга, мстящего за изнасилованную дочь,

-Ларс фон Триер, «Меланхолия», фильм о волнующей красоте мира накануне конца света (в ролях Кирстен Данст, Шарлотта Гинзбур и Шарлотта Рэмплинг), -братья Люк и Жан-Пьер Дарденны,

драма «Парень с велосипедом», о 12-летнем мальчугане, который ищет отца, оставившего его в детском доме.

-Аки Каурисмяки, фильмом «Гавр» про ребенка-иммигранта, скрывающегося во Франции.

Впервые в истории фестиваля участвуют сразу четыре женщины-режиссера: Наоми Касавэ из Японии, француженка Майвенн Ле Беско, австралийка Джулия Ли и англичанка Линн Рэмси.

В рамках фестиваля состоится закрытый просмотр документального фильма «Незаконное убийство», посвященного гибели принцессы Дианы. В этом фильме впервые публика увидит фотографии умирающей Дианы, что уже вызвали бурю протеста среди ее друзей и поклонников.

Также здесь ждут фильмы двух иранских кинорежиссеров, Джафара Панахи («Это не фильм») и Мохаммада Расулофа («До свидания», в рамках программы «Особый взгляд») в настоящее время отбывающих тюремные сроки на родине. Оба фильма были сняты в полуподпольных условиях и оказались в распоряжении фестиваля в последние дни. Панахи и Расулоф были арестованы 1 марта 2010 года по обвинению в антиправительственной деятельности.